Понятие и сущность технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Виктор Федорович Шаталов – народный учитель СССР, профессор Донецкого открытого университета.
В.Ф. Шаталовым была разработана и апробирована авторская технология, направленная на интенсификацию обучения. Данная технология показала все скрытые резервы и возможности традиционной классно-урочной формы обучения.
Основными классификационными параметрами технологии В.Ф. Шаталова являются:
- общепедагогический уровень применения;
- приспосабливающаяся философская основа;
- основной фактор развития – социогенный;
- совокупная концепция усвоения: поэтапная интериоризация и ассоциативно-рефлекторная;
- ориентация личностной структуры на информационную ЗУН;
- светский, технократический, общеобразовательный и дидактоцентрический характер содержания;
- основной тип управления – совокупность системы малых групп и репетиторства;
- ведущие организационные формы – академическая, индивидуально-групповая и традиционная классно-урочная;
- основным подходом к ребенку является сотрудничество с элементами дидактоцентризма;
- преобладающий метод объяснительно-иллюстративный;
- категория обучающихся в технологии – массовая.
Основными целевыми ориентирами технологии В.Ф. Шаталова являются:
- Формирование у учащихся ЗУН.
- Обучение всех детей, вне зависимости от их индивидуальных особенностей и потребностей.
- Внедрение ускоренного обучения (объем школьной программы изучается за 9 лет)
Принципы технологии В.Ф. Шаталова:
- многократное повторение учебного материала;
- наличие обязательного поэтапного контроля;
- высокий уровень сложности и изучение большими блоками;
- динамический темп учебной деятельности;
- использование опор и наглядностей;
- ориентировочная основа учебных действий;
- личностно-ориентированный подход;
- гуманизация процесса обучения;
- обучение должно проходить без принуждения;
- недопущение конфликтов в различных учебных ситуациях;
- оглашение успехов каждого;
- создание перспектив на исправление ошибок для каждого учащегося;
- открытие перспектив на личностный успех и рост;
- совокупность воспитания и обучения.
Содержание технологии
Особенности содержания технологии интенсификации В.Ф. Шаталова:
- Учебный материал вводится большими дозами.
- Материал скомпонован блоками.
- Весь учебный материал представлен опорными схемами-конспектами.
Большое значение в технологии интенсификации имеет опорный конспект, в котором педагог отражает основные единицы информации, которые необходимо обязательно усвоить.
Опорный конспект – это система опорных знаков, представленных в виде короткого условного конспекта.
То есть по своей сути опорный конспект является своего рода опорой для педагога. В процессе учебного занятия, при подаче нового учебного материала педагог опирается на конспект, в котором условными знаками обозначены понятия, идеи, элементы и т.д.
Опора – ориентир, основа, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.
Таким образом, технология В.Ф. Шаталова по своему содержанию является дидактической. Практика ее внедрения в учебный процесс показала высокие образовательные и воспитательные результаты:
- Каждый учащийся приобщается к ежедневному труду, тем самым у детей воспитывается воля и трудолюбие.
- Внедрение технологии способствует развитию у учащихся познавательной самостоятельности и уверенности в собственных способностях и силах.
- У учащихся формируется чувство ответственности и товарищества.
В настоящее время технология В.Ф. Шаталова уже реализована в таких предметных областях как физика, история, русский язык и математика.
Особенности методики технологии
Особенностью технологии интенсификации обучения, разработано В.Ф. Шаталовым является опора на конспекты, в которых учебный материал закодирован в виде схем. Каждый педагог, работающий по данной технологии должен уметь работать с опорными конспектами.
Работа педагога с опорными конспектами, в рамках технологии В.Ф. Шаталова основана на точных методических решениях и приемах:
Изучение теоретического материала в классе:
- объяснение педагогом учебного материала у доски, сопровождаемое наглядностями;
- повторное объяснение данного учебного материала, но уже с использованием красочного плаката (опорного конспекта);
- осуществление индивидуальной работы учащихся по собственным опорным конспектам;
- закрепление пройденного учебного материала по блокам конспекта.
Самостоятельная работа с пройденным учебным материалом дома, с использованием опорного конспекта, учебника и помощи родителей. Самостоятельная работа учащегося заключается в следующем:
- вспомнить то, что объяснял педагог на уроке, посредством опорного конспекта;
- прочитать пройденный материал по учебнику;
- сопоставить прочитанное с тем, что написано в опорном конспекте;
- рассказать самому себе то, что было прочитано в учебнике, при необходимости опираться на конспект;
- запомнить наизусть опорный конспект;
- воспроизвести письменно конспект и сравнить его с образцом.
Первое повторение пройденного учебного материала – осуществляется посредством фронтального контроля учащихся на усвоение опорного конспекта.
Устное проговаривание учащимися опорного конспекта, осуществляется посредством проведения разнообразных видов опроса.
Второе повторение учебного материала – осуществляется посредством обобщения и систематизации. Проходит в виде:
- уроков взаимоконтроля;
- заблаговременной публикации списка зачетных вопросов;
- подготовки к зачету;
- использование всех возможных видов контроля;
- проведение взаимоопроса;
- использование разнообразных игровых приемов (соревнование между командами, разгадывание ребусов и кроссвордов и т.д.).