Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность и содержание гендерного образования

Сущность гендерного образования

Определение 1

Гендерное образование – это образование, которое предполагает принятие учителем личности ученика с точки зрения его гендерных особенностей, которые проявляются при осознании им изучаемых явлений и в его психофизиологических личностных параметрах.

На сегодняшний день активно обсуждают вопрос гендерного подхода в образовании. Один из факторов возросшего интереса к этой проблеме – неумение подрастающего поколения успешно выполнять социальные, общественные и семейные роли.

При изменении традиционных мужских и женских ролей, кризиса семьи и семейных ценностей усилилась необходимость искать способы эффективной подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных ролей мужчины и женщины в системе общественного воспитания.

Определение 2

Гендер – это совокупность социальных и культурных норм, которые предписаны людям на основании их биологического пола.

В современной науке понятие «гендер» используют, чтобы разграничить понятия биологического пола и социальных и культурных характеристик, отличающих женщин от мужчин.

Гендерный подход в обучении является одной из составляющих личностно-ориентированного подхода к обучению, учитывающего гендерные особенности ученика и предполагающие на основании этого определения содержание, формы и методы обучения, а также создающие благоприятную образовательную среду, направленную на развитие личности, соответствующее ее природному потенциалу.

Иными словами, гендерный подход в образовании является совокупностью методов, приемов и средств обучения и воспитания, которые направляются на то, чтобы помочь детям почувствовать себя комфортно в образовательном учреждении, справиться со всеми трудностями социализации, важная часть которых – самоидентификация детей.

«Сущность и содержание гендерного образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Принципы гендерного подхода

К основным принципам гендерного подхода относят:

  • целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательной деятельности, осуществление образовательной деятельности на основании их гендерных особенностей и возможностей во время обучения конкретной дисциплине;
  • обеспечение необходимого объема условий, чтобы реализовать потенциал женской и мужской индивидуальности личности, а также ее функционирования в качестве субъекта гендерных отношений в процессе обучения;
  • недопущение дискриминации в возможностях юношей и девушек обучаться определенной дисциплине.

Гендерный подход можно реализовать через:

  • организацию процесса обучения, то есть благодаря отбору форм, методов и приемов обучения;
  • изменение содержания образования, то есть создание учебных планов, программ, учебной литературы, а также составление заданий, учитывая психофизиологические особенности учеников;
  • создание школ раздельного и параллельно-совместного обучения.

Одна из задач гендерного подхода – обучать мальчиков и девочек взаимодополнению друг друга. Гендерный подход реализуют на том, чтобы не разделять обучения мальчиков и девочек, а подбирать для них методы и приемы обучения.

При организации обучения без учета гендерных особенностей воспитанников, ученики получат одностороннее развитие, так как нет знаний о психофизиологических возможностях детей. Гендерное воспитание и образование предполагает формирование идеи о том, что пол – не основание для дискриминации, а помощник в реализации личностных склонностей и способностей в связи с половой принадлежностью, а также вне ее.

У мальчиков и девочек отмечаются не только половые различия, но и различия в процессе усвоения знаний и осуществления умственной деятельности. Так, отмечен ряд различий мальчиков и девочек в следующих аспектах:

  • познавательные стратегии и пути формирования познавательных функций;
  • темпы и способы переработки и усвоения информации;
  • организация внимания;
  • формы активации эмоций;
  • мотивация деятельности и оценки достижений;
  • поведение.

Существуют различия и в умственной деятельности мальчиков и девочек. Девочки быстрее схватывают новую информацию, легче усваивают алгоритмы и правила, им интересны задания на повторение, они чаще пользуются ближним зрением, воспринимают все детализированнее, мыслят более конкретно и прагматично, а также лучше обучаются последовательно, то есть от простого к сложному, а новую информацию анализируют левым полушарием.

Мальчики, напротив, затрудняются при выполнении сложных поручений, они должны понять принцип и смысл задания, им труднее воспринимать объяснения от простого к сложному, они лучше выполняют задания на сообразительность и не любят однообразные задания, лучше занимаются при ярком свете.

Мальчик и девочка не могут воспитываться одинаково, так как они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. В связи с этим необходимо подстроиться под индивидуальность детей и учитывать ее.

Большая роль в гендерном образовании отведена учителю, перед которым стоит сложная задача преодолеть формализм в обучении и воспитании, повернуться к интересам и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, а также индивидуальные и возрастные особенности не зависимо от пола. Поэтому учителю нужно хорошо разбираться в вопросах гендерного обучения.

Готовность учителя к реализации гендерного подхода в обучении – это системное образование личности учителя, включающее в себя знание основ гендерной педагогики, потребность и умение использовать их в практической педагогической деятельности, а также способность решать задачи этой деятельности на высоком профессиональном уровне, стремиться самообразовываться и самовоспитываться в рассматриваемом направлении.

Также существенный компонент профессиональной подготовки учителя в современном мире – это гендерная компетентность, так как специфику модернизации педагогического образования обуславливает его ориентация на личностно-развивающую парадигму, к характерным особенностям которой относят учет многообразия индивидуальных характеристик учащихся при обеспечении и поддержке процессов его самореализации и самопознания.

Иными словами, гендерный подход в обучении несет практическую значимость, но для ее реализации необходим учет личностных способностей ребенка. При правильной организации процесса обучения личность ребенка развивается гармонично.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot