Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сохранение творчества преподавателя в условиях стандартизации образования

Понятие стандартизации в образовании

Определение 1

Стандартизация образования – это разработка и использование системы некоторого количества показателей и параметров, принятых в качестве государственных норм образовательного процесса, в которых отражены общественные образовательные идеалы, а также возможности каждой личности по их достижению.

Замечание 1

Главная научная организация, занимающаяся координированием разработки государственных образовательных стандартов (ГОСов) – Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Творчество в системе образования

Определение 2

Творчество – это тип деятельности, предполагающий создание чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творчеством предполагается, что личность обладает способностями, мотивами, знаниями и умениями, благодаря которым становится возможным создание продукта, отличающегося новизной.

Понятие творчества принято рассматривать в двух аспектах: в качестве создания нового, что ранее не было известно, и в качестве способности принять лучшее решений в рассматриваемой практической ситуации. В связи с этим принято рассматривать социальный и психологический критерии творчества.

Также необходимо различать субъективную и объективную стороны творчества. С объективной точки зрения его определяет конечный продукт – научное открытие, новизна исследования, изобретение, рационализация. При этом масштаб его может резко отличаться, но присутствие социальной ценности и новизны решения в нем обязательно. С субъективной позиции творчество определено самим процессом, даже если его конечный продукт и не имеет необходимого объема социальной ценности и новизны. Иными словами, индивид открывает в творчестве что-то новое о себе и для себя.

«Сохранение творчества преподавателя в условиях стандартизации образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Соотношение творчества и стандартизации в образовании

Суть проблемы творчества преподавателя в условиях стандартизации состоит в несовместимости, на первый взгляд, самих понятий «стандарт» и «творчество».

Определение 3

Стандарт – это некоторый образец, в соответствии с которым должны формироваться все признаки, свойства и качества объекта, а также документы, содержащие какие-либо сведения, например, ФГОС.

Творчество же – это процесс создания новых культурных и материальных ценностей. При этом новое не всегда способно влиться в привычные рамки.

В определенном смысле стандартизация необходима, но учитель – профессия творческая. И задача вписать творчество в стандарт – довольно трудная.

Определенный набор требований к преподавателю, так же, как и к ученику, предъявлялся во все времена. Это контролировалось ранее и продолжает контролироваться сейчас, иначе нельзя. Все эти требования и есть стандарт.

Стандарт не ограничивает учительскую свободу, выступая элементом тотального контроля, признаком установления административно-командной системы управления. В стандартах отражена стратегия развития образования в стремительно изменяющемся мире, они выступают инструментом повышения качества образования, помогая вывести отечественное образование на международный уровень, а это является объективным измерителем квалификации педагога, симбиозом ремесла и творчества, средством отбора педагогических кадров.

Свобода преподавателя выражается его творчеством. Педагогическая деятельность не может быть не творческой, так как каждый ребенок уникален, обстоятельства и личность самого преподавателя неповторимы, а любое педагогическое решение должно быть основано на этих нестандартных факторах.

Творчество – это своеобразное искусство общения учителя и учащихся.

Подразумевая под творчеством определенный тип деятельности человека, выделяют ряд проявлений творчества преподавателя в системе ФГОС:

  • умение внедрить науку в практическую деятельность;
  • способность разрабатывать научно-практические методики, то есть инструментарий внедрения;
  • возможность основываться на опыте других преподавателей, адаптируя его под условия своей деятельности;
  • прогнозирование педагогической деятельности, создание педагогических инноваций и технологий;
  • умение вносить корректировки в свою деятельность, в соответствии с изменениями социальных и региональных установок;
  • проявление гибкости в педагогической деятельности: принятие оптимальных решений в каждой конкретной ситуации;
  • выход за границы существующей системы знаний;
  • возможность противостоять педагогическому консерватизму;
  • стремление применить знания в разных педагогических ситуациях и условиях;
  • возможность взаимодействовать в тесной взаимосвязи с разными общественными организациями и родительскими обществами, структурами бизнеса и органами местного самоуправления.

Иными словами, преподаватель проявляет свое творчество, внедряя новые методы, технологии, приемы, формы работы при разработке УМК.

Профстандарты предъявляют следующие требования к творческой деятельности прподавателя:

  • разрабатывать, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
  • использовать ряд специальных подходов к обучению, с целью включить в образовательный процесс всех учеников, включая детей с особыми образовательными потребностями: учеников с выдающимися способностями; учеников, для которых русский язык – не родной; учеников с ограниченными возможностями здоровья;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную и др., учитывая возможности образовательной организации, места жительства и историко-культурное своеобразие региона;
  • учитывать основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Объект педагогического творчества и его конечный результат – ученик. И у него в этом плане есть возможности:

  • развивать стремление к инновационной продуктивной деятельности;
  • выбрать учебные курсы и интересующие внеурочные курсы;
  • принимать участие в конкурсах и олимпиадах разных уровней;
  • выстраивать собственный учебный план;
  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности, что позволяет учащемуся раскрывать природные способности, творческий потенциал, расширять знания по интересующему предмету.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot