Самообразование педагога в соответствии с ФГОС ДО
Самообразование – это самостоятельное получение новых знаний, а также приобретение навыков в рамках своей профессии.
Самообразование педагога ДОУ предполагает необходимость решить следующий ряд задач:
- совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство всех участников образовательной деятельности;
- владеть новыми педагогическими технологиями, формами и методами, приемами обучения и воспитания детей, чем обеспечивается высокое качество образования;
- изучать и внедрять в практику передовой педагогический опыт, новейшие достижения педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологи;
- развивать в дошкольном образовательном учреждении инновационные процессы;
- накопить опыт проведения научно-методической и опытно экспериментальной работы;
- организовать учебно-воспитательный процесс, учитывая развитие технологий и актуальные требования общества.
Формы самообразования педагога ДОУ
Самообразования воспитателя детского сада представляет многогранную и разноплановую деятельность, которая может быть реализована в разных формах, основными из которых являются:
- изучать нормативно-правовые документы, научно-методическую и специальную литературу;
- изучать передовой педагогический опыт, который был накоплен системой дошкольного образования;
- посещать открытые занятия коллег и осуществлять их дальнейший анализ;
- разрабатывать программы, дидактический материал, методические пособия;
- участвовать в разнообразных формах методической работы на разных уровнях;
- пробовать на практике формы, средства, методы обучения и воспитания;
- анализировать результаты собственной работы;
- обучаться на курсах повышения квалификации.
Самообразование воспитателей соответствует государственным нормам и предполагает ведение определенного набора документации. Воспитатель должен завести методическую папку, в которую будет собирать полезные и интересные статьи по выбранной теме, представляющие интерес конспекты проведения непосредственной образовательной деятельности, примеры художественной литературы, загадки, фотографии с мероприятий и пр.
Обязательно разрабатывает план работы по самообразованию на учебный год, что помогает оптимизировать будущую деятельность, привести ее в стройную систему. Обязанностями педагога также является регулярное заполнение им папки по своему самообразованию.
Помимо годового плана, существует перспективный план по образованию, в котором тезисно расписана работа по той или иной теме на несколько лет вперед.
Самообразование не нужно воспринимать только в качестве заполнения тетрадей, планов и подготовки консультаций, оформления стендов и пр. В первую очередь она представляет стимуляцию профессионального роста, а также личностное развитие педагога.
Требования к оформлению документации по самообразованию
Документация по самообразованию должна быть оформлена в папку-скоросшиватель и подразделена на следующие разделы:
Титульный лист, на котором должно быть указано:
- полное название образовательного учреждения;
- материалы по самообразованию;
- ФИО воспитателя, его квалификационная категория;
- тема самообразования.
Содержание;
- Тема, цель работы и основные задачи, которые должны быть решены в процессе деятельности по самообразованию;
- Ожидаемые результаты;
- План работы, составляемый на учебный год;
Реализация полученных знаний на практике. Воспитатели могут осуществлять ее следующими способами:
- проведение открытого занятия;
- подготовка и проведение семинара;
- проведение мастер-класса для педагогов по выбранной теме;
- оформление папки-передвижки;
- составление сборника советов для родителей и т. д.
Список литературы
Этапы работы по самообразованию
В ходе самообразования выделяют несколько этапов работы:
Информационно-подготовительный этап, или вводно-ознакомительный, состоящий из:
- изучения научно-методической литературы;
- изучения периодической печати;
- посещения библиотек;
- знакомства с работами других педагогов;
- ведения собственной картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.
Практический этап, предполагающий следующие действия:
- составление картотеки дидактических игр и упражнений;
- разработка схем, моделей, алгоритмов по теме самообразования;
- составление конспектов занятий;
- разработка рекомендаций, памятки для родителей и педагогов;
- подготовка тематических консультаций;
- разработка и апробирование системы работы по конкретному разделу программы, составление календарно-тематического плана и подбор методов и приемов для развития воспитанников;
- разработка проектов;
- разработка опросников для диагностирования обучающихся;
- создание фотоальбомов или видеофильмов по теме самообразования;
- создание собственных методических пособий и атрибутов;
- участие в работе конференций и семинаров.
Итоговый этап с предоставлением отчета, который может быть реализован в следующих формах:
- презентация проекта;
- выступление на педсовете, методическом объединении, конференции по обмену и обогащению педагогического опыта;
- мастер-классы;
- внедрение в свою педагогическую деятельность проектов, образовательных программ и методических пособий;
- знакомство коллег с новинками методической литературы по теме самообразования;
- участие в неделях педагогического мастерства;
- анализ взаимоотношений и видеоматериалов;
- выставки работ детей и педагогов по темам самообразования.