Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие основ для межкультурного взаимодействия на уроке иностранного языка

Определение 1

Межкультурное взаимодействие – это взаимодействие между представителями разных культур, стран и народностей, основанное на выстраивании положительных контактных связей между людьми и цивилизованных отношений между их общностями.

Межкультурное взаимодействие (межкультурная коммуникация) является важным направлением развития современного общества. Его формирование лежит в основе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе.

Требования по развитию основ межкультурного взаимодействия утверждаются ФГОС. Так, межкультурная компетенция является необходимым результатом обучения в школе, относящимся к личностным результатам освоения общеобразовательной программы.

Межкультурная компетенция учащихся начинает формироваться с самых ранних этапов школьного обучения. Через иностранные языки учащиеся познают культуру других стран и народностей, знакомятся с особенностями быта людей, их традициями, национальными праздниками, культурными нормами и ценностями. Это позволяет устранить лингвистический и этнический барьер, часто, возникающий у учащихся на пути освоения иностранного языка.

Составные компоненты межкультурного взаимодействия, формируемые на уроках иностранного языка

На разных этапах обучения происходит формирование разных компонентов межкультурной коммуникации учащихся. Уроки иностранного языка являются основным способом развития основ межкультурного взаимодействия. В общем, за весь период обучения в школе на уроках иностранного языка происходит формирование следующих составных компонентов межкультурной компетенции, выступающих важными направлениями изучения иностранного языка:

  • Реализация механизма языкового обучения, языкового развития, подготовки к языковому общению на иностранном языке.
  • Организационные аспекты обучения, связанные с целеориентацией языкового познания.
  • Проектирование организационной структуры содержания изучения иностранного языка.
  • Отбор понятийного аппарата изучения иностранного, включающегося средства, формы и методы языкового познания.
  • Выбор способов контроля итогов изучения языка и формирования межкультурной коммуникации.
  • Разработка коррекционных приемов, ориентированных на устранение проблемных моментов языкового познания и развития основ межкультурного взаимодействия учащихся.
«Развитие основ для межкультурного взаимодействия на уроке иностранного языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Развитие всех компонентов межкультурного взаимодействия на уроках иностранного языка реализуется посредством использования разных подходов педагогом. Обучение может строится на основании социокультурного подхода, предполагающего связь языкового познания, лингвистических основ языка с культурой его носителей.

Также, может быть использован коммуникативно-деятельностный подход, основанный на изучении всех аспектов языка, начиная от лексики и грамматики и заканчивая приобщением к духовным ценностям, культурным особенностям, традициям носителей языка.

Если педагог выбирает личностно-ориентированный подход в преподавании языка, то межкультурное взаимодействие становится потребностью и стремлением учащегося. Обучение выстраивается таким образом, чтобы развить у учащихся стремлением к непрерывному совершенствованию и развитию себя и своих знаний, с учетом индивидуальных языковых возможностей и культурного развития.

Существует еще и сознательный подход к языковому познанию. Он предполагает осознанное изучение языка и всех его аспектов. Культура и межкультурное взаимодействие, также, формируются осознанно. Учащиеся могут применять свои языковые знания на практике, опираясь на культурные ценности народа и национальные особенности государства.

<a href=Содержание обучения по формированию межкультурной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Содержание обучения по формированию межкультурной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пути формирования основ межкультурного взаимодействия на уроках иностранного языка

Развитие межкультурной коммуникации учащихся на уроках иностранного языка реализуется следующими путями:

  1. Организационный путь. Он предполагает включение учащихся в систему коммуникативного взаимодействия на иностранном языке. На уроках организуется диалоговое взаимодействие учащихся. Могут быть построены парные диалоги, общение в мини-группах.
  2. Комплексное изучение ценностей родной культуры и культуры иностранного государства. Культурные образцы поведения носителей языка позволяют адекватно реагировать на иностранную речь, речевые фразы носителей иностранного языка и применять иностранную речь согласно конкретной ситуации.
  3. Изучение лингвострановедческого материала на уроках. Такой материал отражает комплекс лингвистической информации и страноведческого материала. Информация о государстве, культуре народов, являющихся носителями языка дается на иностранном языке. Это расширяет и углубляет лингвистические знания учащихся и повышает их культурную компетенцию. Лингвострановедческий материал включает в себя знания о национальных реалиях, важнейших исторических событиях, научном и культурном развитии государства и его народа. Сюда же входят тексты по страноведению, аутентичные тексты, речевой этикет, использование речевых оборотов в разных речевых ситуациях.
  4. Изучение народной культуры иностранного государства. Предполагается разучивание песен на иностранном языке, просмотр фильмов. При этом, происходит не только прослушивание песни или диалогов актеров, перевод на русский язык и последующее воспроизведение на иностранном, но и извлечение культуроведческой информации о народных обычаях, традициях, каких-то ценностях культуры, исторических аспектов развития государства и народа и т.д.
  5. Информативные беседы на уроках. Такие беседы носят строго направленный характер т.е. они ориентированы на изучение конкретной темы. Она может касаться быта народов-носителей языка, празднования праздников, современных культурных тенденций развития и т.д. В таких беседах хорошо использовать вопросно-ответную форму работы, давая учащимся возможность дачи развернутых ответов на вопросы, которые носят реальный коммуникативный характер.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot