Эстетическое воспитание - это процесс формирование у подрастающего поколения эстетических качеств, эстетического вкуса, эстетической культуры поведения и эстетического отношения к окружающему миру.
Эстетическое отношение человеку к окружающему миру, его устройству и законам функционирования имеет длительный период исторического развития. Оно связано с развитием общества, его переходами на новые ступени развития, возрождением и прогрессом.
В процессе эстетического воспитания, детям прививается любовь к прекрасному, через развитие навыков его осознания, понимания и восприятия. Дети учатся находить прекрасное, эстетически красивое в окружающем мире, радоваться ему, восхищаться им, наслаждаться и стремиться создать что-то прекрасное самостоятельно.
Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими направлениями воспитательной деятельности. В частности:
- Развитие любви к прекрасному способствует нравственному становлению личности;
- Уважительное отношение к труду, к творческой деятельности помогает в достижении эффективного трудового воспитания подрастающего поколения;
- Художественное творчество способствует развитию мышления;
- Эстетическое воспитание формирует вкус, умение отличать хорошее от плохого, красивое от уродливого. Все это необходимо для развития гармоничной всесторонне развитой личности.
В этой связи проблема эстетического воспитания остро стоит перед современным обществом и системой образования. Особенно, это касается системы дошкольного обучения. Эстетическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.
Традиционные основы эстетического воспитания и его современные тенденции
Воспитание личности ребенка является сложным, многогранным педагогическим процессом, подверженным влиянию ряда факторов. Этот процесс носит системный характер и состоит из ряда отдельных компонентов. Одним из компонентов воспитания является эстетический. Этот компонент имеет важное воспитательное значение, поэтому требует рассмотрение сущности понятия эстетический.
Эстетический аспект тесно связан с художественными направлениями деятельности. Эстетика лежит в основе художественного творчества и искусства.
Философами Древнего мира, а также учеными эпохи Средневековья, велись споры в отношении сущности этого понятия.
Эстетический материализм Демокрита, Дидро и Чернышевского опирался на идею о наличии объективных эстетических факторов, содержащихся в окружающем мире. Соответственно, фундаментом эстетического и основной областью его деятельности выступает социальная сфера. При этом, нельзя не учитывать природные факторы эстетического. Ведь, именно в ней заложены задатки развития эстетических начал, которые проявляются в ходе социальной деятельности на всех этапах исторического развития общества.
Чтобы определить сущность понятия «эстетическое», его необходимо рассматривать во взаимодействии с категорией «отношение». Эстетическое отношение выступает отражением человеческого взгляда на мир, его динамику, являясь составным компонентом иных социальных связей и взаимоотношений, которые позволяют придать объектам социального мира эстетическую ценность.
Эстетическое отношение довольно непростая структура. Она состоит из эстетических оценок, переживаний, эмоций и познаний.
Еще Кантом, эстетическое переживание было определено, как удовольствие, которое не имеет объективного обоснования и связано с удовлетворением духовных потребностей. Иными словами, оно не имеет никакого отношения к материального миру. Оно отражает умения эмоционально воспринимать красоту окружающего мира. Кант утверждал, что приобщение к прекрасному, привитие любви к нему, происходит при созерцании прекрасного, независимо от того, создано оно природой или человеком.
Сущность эстетического развития и эстетического воспитания, наиболее точно была определена в трудах В.П. Острогорского. Он определил, что самой высокой ступенью развития человеческой личности является способность чувствовать во всем прекрасное и действовать в соответствии с этим чувством. Это и является эстетическим развитием человеческой личности.
Эстетическое воспитание выступает мощнейшим фактором личностного развития ребенка. Оно помогает воспитать в нем нравственные качества, оказывает интеллектуальное развитие, а также формирует ответственного гражданина, патриота своей страны.
Смыслом эстетического воспитания является формирование духовного развития, расширение его потенциала не только отдельного человека, но и всего общества. Эффективность такого воспитания определяется созданием культурно развитого человека, наделенного уникальными качествами, творческим мышлением и, выступающим носителем культурного наследия.
Современные авторы рассматривают эстетическое воспитание, как неотъемлемый компонент воспитательной системы любого учреждения. Оно включается во все инновационные программы обучения.
Чтобы развить эстетическую воспитанность, необходимо, по мнению И.Ф. Гончарова, с ранних лет приобщать детей к искусству, а также к особенностям функционирования окружающей действительности. Д.Б. Лихачев утверждает, что эффективность эстетического воспитания определяется системным подходом к этому процессу и учетом всех направлений деятельности и всех сторон окружающего мира. У ребенка, с ранних лет, необходимо формировать эстетическое отношение к окружающему пространству.
Условия эффективного эстетического воспитания дошкольников
К факторам, оказывающим положительное влияние на процесс эстетического развития ребенка, относят следующие:
- Оформление помещения дошкольного учреждения образования. Все атрибуты помещения, в котором дети проводят свой день, должны воспитывать в ребенке эстетический вкус. Для этого они должны быть чистыми, аккуратными, красивыми;
- Наличие произведений искусства в здании ДОУ или быту дошкольника. Ребенок должен видеть картины художников, слушать музыкальные произведения великих композиторов, знакомится с произведениями литературы классиков;
- Природа является важным средством эстетического воспитания дошкольника. Необходимо организовывать прогулки с дошкольниками, устраивать экскурсии по природным заповедникам, мероприятия с наблюдением и исследованием природного мира;
- Труд выступает средством становления эстетической культуры дошкольника;
- Художественная деятельность закладывает основы навыков самовыражения и раскрытия своего творческого потенциала;
- Участие в праздниках детского сада позволяет развить эстетические переживания у ребенка и дает ему возможность попробовать свои силы в различных видах народного творчества и художественной деятельности.