Содержание и сущность дошкольного образования
Дошкольное образование – это уровень обучения и воспитания детей, который реализуется в возрасте от трех до семи лет и охватывает воспитание, социализацию, обучение и развитие ребенка дошкольного возраста.
Целевым назначением дошкольного образования является интеллектуальное, физическое, нравственное и духовное развитие ребенка, его социальная адаптация.
Образование дошкольного уровня ориентировано на:
- развитие общей культуры подрастающего поколения;
- усвоение ребенком нравственных ценностей и культурных основ поведения;
- развитие эстетических основ поведения;
- усвоение моральных норм и принципов социального поведения;
- поддержание и укрепление здоровья детей;
- создание условий для последующего интеллектуального обучения и развития.
Реализация дошкольного образования осуществляется специальными учреждениями, которые осуществляют свою деятельность на основе образовательных программ дошкольного обучения в соответствии с установленными требования федеральных стандартов дошкольного образования.
Программы дошкольного обучения составляются с учетом возрастных особенностей развития детей и могут быть реализованы по индивидуальным направлениям обучения, реализуемым, исходя из специфики личностного развития отдельных дошкольников. Программы предполагают обучить детей до того уровня, который позволит им свободно перейти на новый этап обучения – начальную школу, упростит их социальную адаптацию и позволит успешно осваивать образовательные программы общего образования.
Спецификой дошкольного образования является то, что в отличие от системы общего образования, оно не предполагает оценивание уровня развития детей и степени усвоения ими программы дошкольного образования.
На дошкольном этапе обучения предполагается тесная связь и взаимодействие между педагогами и родителями воспитанников. Это необходимо для повышения уровня педагогической компетентности родителей, их осведомленности о жизнедеятельности ребенка, условиях его пребывания в ДОУ, оказание помощи педагогу в реализации образовательной программы.
Система дошкольного образования, как и любой уровень обучения, не стоит на месте. Она развивается по мере развития общества и изменятся, подстраиваясь под его требования.
Современная система дошкольного образования включает в себя следующие виды образовательных организаций:
- Детские сады общего развития. В них происходит обучение по нескольким направлениям развития, осуществляется присмотр за детьми, проводятся оздоровительные мероприятия.
- Детские сады с наличием приоритетного направления в развитии ребенка. Например, приоритет художественного воспитания или умственного развития, спортивная ориентация и т.д.
- Детский сад коррекционной направленности. В таких заведениях реализуется обучение по программам коррекционного обучения, ориентированным на устранение имеющегося недостатка, дефектов в развитии ребенка.
- Детский сад оздоровительной направленности. В нем приоритет делается на систему мероприятий, помогающих поддержать здоровье и укрепить его. а также на соблюдении санитарно-гигиенических норм и ознакомлении детей с правилами гигиены, привитие им осознания их значимости.
- Комбинированные детские сады. Обучение осуществляется по комплексу мероприятий общеразвивающего, компенсационного и оздоровительного направлений.
- Центр развития ребенка – это учреждение, реализующее программы психического и физического развития ребенка, проводящее коррекционные мероприятия, диагностирующее наличие отклонений, которые явно не проявляются и способствующее их устранению.
Каждая дошкольная организация характеризуется многофункциональностью своей деятельности.
Рисунок 1.
Проблемы дошкольного образования
Современная система дошкольного образования непрерывно развивается и совершенствуется, подстраиваясь под тенденции общественного развития, внедряя новые методы и формы обучения. Однако, эта система не лишена определенных недостатков.
Среди наиболее проблем современного развития дошкольного образования можно отметить следующие:
- Введение дифференциации дошкольных образовательных учреждений. Создание учреждений нового типа создает условия для выбора родителями предпочтительного обучения их ребенка, а также дает возможность образования детей с ограниченными возможностями, но при этом, возникает проблема того, что программы обучения в этих учреждениях не отвечают закономерностям детского развития, а соответственно не приносят должного воспитательного и образовательного эффекта.
- Нехватка кадров в ДОУ. Это обусловлено тем, что выпускники педагогических факультетов не хотят идти работать в ДОУ, из-за низких заработных плат. Педагоги старшего возраста редко отправляются на повышение уровня своей квалификации, не осваивают новые методы и подходы в воспитании и обучении детей. В силу мизерных заработных плат, педагоги ДОУ не стремятся к расширению своих знаний и навыков, использовании новых подходов и методик. Мастерство педагога должно достойно оплачиваться.
- Уход от дифференцированной родительской платы. Ранее, содержание ребенка в ДОУ оплачивалось частично государством, а частично родителями. Сейчас, такая система сохраняется не во всех учреждениях. Большинство перешли на 100%-ю родительскую оплату, а это ведет к невозможности получения дошкольного образования малообеспеченными семьями.
- Нехватка федерального финансирования ДОУ приводит к невозможности создания в нем полноценной предметно-развивающей среды.
- Дошкольное образование построено таким образом, что дети получают в нем не только и не столько интеллектуальное обучение, а скорее развиваются в нравственном, эстетическом направлении, учатся соблюдению норм гигиены, социальному поведению и взаимодействию, уходу за собой и т.д. В этой связи возникает проблема нехватки времени на полноценное обучение дошкольника и его подготовку к школе.