Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация педагогического общения

Понятие педагогического общения

Замечание 1

Педагогическое общение – комплекс средств и методов социально-психологического взаимодействия между педагогом и воспитуемыми, содержанием которого является оказание воспитательного воздействия, обмен информацией, организация взаимоотношений с использованием коммутативных средств.

Продуктивно и результативно организованный процесс педагогического общения обеспечивает психологический контакт, возникающий между педагогом и детьми.

Педагогическое общение призвано: превратить детей в субъектов общения; перевести детей из позиции ведомых на позицию сотрудничества; преодолеть различные психологические барьеры, проявляющиеся в процессе взаимодействия между преподавателем и учеником.

Только при соблюдении этих условий педагогическое общение формирует социально-психологическую структуру всей педагогической деятельности. Педагогическое общение служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Это целостная система навыков и приемов социально-психологического взаимодействия, включающая обмен информацией, организацию взаимоотношений и воспитательные воздействия с помощью коммуникативных средств.

Специфика педагогического общения порождает организаторскую функцию взаимодействия педагога с воспитуемыми, функцию социального и психологического обеспечения воспитательного процесса, является средством решения учебных задач. В процессе педагогического общения перед педагогом встают различные задачи, в том числе организация продуктивного общения, предусматривающая высокий уровень развития коммуникативных умений.

Уровни педагогического общения

В зависимости от характера взаимодействия во время учебного процесса преподавателя и учеников выделяют следующие уровни педагогического общения:

«Организация педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • низкий уровень, или официальный – характеризует формальное взаимодействие, практически полное отсутствие неформальных отношений;
  • средний уровень – характеризует зачатки неформального сотрудничества;
  • высокий уровень – определен переходом от неформального сотрудничества к целенаправленному взаимодействию.

При высоком уровне педагогического общения наблюдается совместное планирование преподавателя и обучающихся и организация будущей совместной деятельности.

Наиболее эффективно процесс обучения и воспитания обеспечивается при выстроенной системе педагогического общения, которое характеризуется:

  • взаимодействием факторов сотрудничества и ведомости;
  • наличия общности с педагогами;
  • единством личностного и делового общения;
  • высоким уровнем самосознания;
  • включением обучающегося в организованную систему педагогического общения.
Замечание 2

В организации педагогической деятельности распределение функций, заданий, поиск оптимального решения (совместная организация труда) должны вестись преподавателями и учащимися совместно.

Условия эффективного педагогического общения

При организации эффективного педагогического общения гарантируется создание позитивно эмоционально выраженной атмосферы во время учебной деятельности, которая способствует проявлению у учащихся энтузиазма к учебе, создает здоровые межличностные взаимоотношения между педагогом и учеником, личностный уровень развития обучающихся.

Многие выдающиеся педагоги акцентирую свое внимание на значение воспитания словом. При этом слово должно быть обращено не столько к разуму, сколько к сердцу ребенка (В.А. Сухомлинский). Мудрость педагога лежит в сохранении доверия к нему ребенка, в желании разговаривать с педагогами.

Педагоги-новаторы обосновывают эффективность организации педагогического общения через совместную работу, осуществляемую через умение педагога идти навстречу ребенку, принимать его позицию. Эффективность общения во многом определяется педагогической структурой общения.

Блоки педагогического общения, выступающие эффективным условием педагогической коммуникации:

  1. Социально-психологический блок. Включает следующие условия: использование различных психологических средств (вербальных и невербальных, проксемических), произведение благоприятного впечатления, расположение к общению субъектов образовательного процесса, адекватное понимание и восприятие личности каждого ребенка и группы, статусную структуру, рефлексирование, прогнозирование развития межсубъектных отношений, механизмы коммуникативного воздействия (внушения, заражения, идентификации, убеждения при организации общения).
  2. Нравственно-этический блок. Включает такие условия, как: построение общения на демократической, разумной основе, управление правилами и принципами профессиональной этики и этикета, определение личностного достоинства каждого учащегося, организация творческого сотрудничества с каждым учащимся и с целым классом, соблюдение педагогического такта, создание благоприятного нравственного климата для общения.
  3. Эстетический блок. Содержит условия: гармонизация личностных проявлений, эстетической выразительности, артистичности, приобщение к высокой культуре общения, инициирование оптимистического мироощущения у учащихся, эмоционального тонуса, чувства прекрасного, радости общения.
  4. Технологический блок. Включает такие условия, как: использование учебно-воспитательных методов, средств, приемов, различных форм взаимодействия, органическое сочетание предметных и коммуникативных взаимодействий, выбор наилучшего стиля общения.

Компетенции преподавателя можно рассматривать как процесс его самосовершенствования и саморазвития. Ведущие признаки педагогической коммуникативной компетентности включают: положительную эмоциональную тональность; потребность в общении с детьми; преобладающее переживание удовлетворением общением; способность установления групповых и индивидуальных контактов; взаимную личностную привлекательность; понимание детей; конструктивное разрешение межличностных противоречий; демократизм и гуманизм общения; красоту общения и эстетику.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot