Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности педагогических исследований

Составляющие педагогического исследования

Определение 1

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, направленный на выявление и устранение проблем в области становления и развития личности в рамках воспитательно-образовательного процесса.

Компонентами педагогического процесса являются:

  • Проблема исследования – отражает суть противоречий между теорий и практикой педагогики.
  • Актуальность – определяет необходимость и значимость изучения проблемы исследования.
  • Цель исследования – представляет собой кратко сформулированный предполагаемый результат, к которому стремиться исследователь.
  • Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
  • Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования.
  • Задачи исследования – направлены на достижение поставленной цели и решение проблемы исследования. По своей сути являются своеобразными этапами (ступенями) исследования.
  • Гипотеза – предположение о том, как именно будет решаться проблема исследования, то есть какое влияние на нее будет оказано исследователем, и какие изменения он предполагает увидеть.
  • Теоретическая и практическая значимости – заключаются в обобщении имеющейся информации по проблеме исследования, выработке и предложении рекомендаций.
Замечание 1

Все указанные компоненты представляют собой методологический аппарат исследования. От правильности его составления зависит правдивость полученных в ходе исследования результатов.

Особенности ведущих методов педагогического исследования

Определение 2

Методы педагогического исследования – это способы и средства исследования, которые способствуют реальному получению необходимой информации и материалов.

На сегодняшний день методы педагогического исследования представлены разнообразными средствами и способами, каждый из которых имеет свои характерные черты и особенности.

Выделяют следующие методы педагогического исследования.

Наблюдение – целенаправленное восприятие определенного педагогического явления, в результате которого исследователь получает и фиксирует конкретный материал.

«Особенности педагогических исследований» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организуется в виде скрытого или внедренного наблюдения. Например, во время скрытого наблюдения, взрослый может наблюдать за поведением детей в группе, при этом не вмешиваться в процесс их взаимодействия. При внедренном наблюдении взрослый так же наблюдает за детьми, но при этом он может вступать с ними в общение.

Достоинства метода наблюдения: простота в организации и реализации, не требует дополнительных затрат или вложений. Недостатки: на полученную информацию может оказывать влияние личность исследователя (его отношение к детям, личная неприязнь и т.д.).

Вербальные методы педагогического исследования: опрос, беседа, интервью.

Опрос – разговор между исследователем и испытуемым по заранее составленному списку вопросов. Особенность опроса заключается в том, что исследователь может задавать вопросы и ждать на них ответа, а может предлагать свои варианты ответов на выбор.

Беседа – процесс общения между исследователем и испытуемым по заранее составленному плану, примерным вопросам. Основная задача исследователя вести разговор в нужном русле, в случае если испытуемый «уходит» от темы беседы, направлять его наводящими вопросами.

Интервью – исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Исследователь ожидает открытых и развернутых ответов на вопросы.

Достоинство вербальных методов состоит в простоте организации, минимальных затратах.

Недостатки вербальных методов – испытуемые не всегда могут честно отвечать на вопросы.

Анкетирование – метод массового сбора необходимого материала и информации, посредством заранее составленного списка вопросов, на которые необходимо письменно ответить.

Анкеты могут быть закрытые – выбор одного ответа из нескольких, открытые – на вопрос необходимо ответить самостоятельно и смешанные.

Достоинства анкетирования – возможность охвата большого количества испытуемых.

Недостатки анкетирования – трудоемкость подготовки анкет и их последующая обработка.

Изучение продуктов деятельности детей и педагогов. С целью получения необходимой информации и материалов осуществляется анализ детских рисунков, тетрадей, классных журналов, дневников, учебных программ и т.д.

Эксперимент – специально организованная ситуация, в которую помещаются испытуемые.

Для проведения эксперимента исследователем подбираются соответствующие методики, приемы работы и т.д., которые должны учитывать особенности испытуемых, а также быть направлены на изучение проблемы исследования.

Математические и статистические (регистрация, ранжирование, шкалирование), терминологические, социометрические, а также методы, заимствованные из других наук.

Замечание 2

Таким образом, для реализации педагогического исследования используются разнообразные методы, каждый из которых имеет свою особенность. Исследователь при подборе метода исследования в первую очередь должен обращать внимание на данные особенности и учитывать их.

Специфика этапов педагогического исследования

Выделяют четыре основных этапа педагогического исследования, каждый из которых имеет свою специфику:

  1. Теоретический этап педагогического исследования. На данном этапе исследования осуществляется работа по формированию методологического аппарата, анализ литературы по исследуемой проблеме.
  2. Методический этап педагогического исследования. Исследователем осуществляется подбор методик для проведения диагностического исследования, согласно поставленной проблеме, разрабатывается план работы, подбираются методы обработки полученной информации и материалов.
  3. Эксперимент. Организация и проведения методик, подобранных на предыдущем этапе, регистрации результатов.
  4. Аналитический этап педагогического исследования. Осуществляется качественный и количественный анализ результатов, полученных в ходе проведения методик.

Таким образом, каждый этап педагогического исследования имеет конкретную цель и соответственно специфику организации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot