Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников ДОО

Значение познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Определение 1

Познавательно-исследовательская деятельность детей в дошкольном возрасте – это вид культурной практики, посредством которой ребенок может познавать окружающий мир.

Наблюдая за демонстрацией естественнонаучных опытов и воспроизводя их самостоятельно, дети могут стать первооткрывателями и исследователями окружающего их мира.

Любой ребенок вовлекается в процесс исследовательского поиска практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать на кусочки бумагу и смотреть, что получится или наблюдать за рыбками в аквариуме, смотреть, как ведут себя птицы за окном и т.д.

Смысл проблемного обучения предполагает создание познавательных задач, ситуаций и предоставление детям возможности розыска средств ее решения, с использованием знаний и умений, которые были усвоены в предшествующей деятельности. Проблемным обучением активизируется мысль детей, придается ей критичность, ребенок приучается к самостоятельности в процессе познания. При рассмотрении структуры детского исследования, легко заметить, что точно так же, как и исследование, которое проводят взрослые ученые, оно включает в себя ряд конкретных этапов:

  • выделить и сформулировать проблему, то есть выбрать тему исследования;
  • выдвинуть гипотезу;
  • найти и предложить возможные варианты решения проблемы;
  • собрать материал;
  • обобщить полученные данные.

Воспитатель в группе должен создать условия, необходимые для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности воспитанников. Для этого создают детские исследовательские лаборатории. В таких лабораториях у детей есть возможность самостоятельно проводить опыта, как наиболее простые, так и более сложные. Лаборатория должна непрерывно пополняться новыми материалами и оборудованием, необходимым для экспериментирования, которые должны находиться в месте, доступном для детей. Так, исследовательский уголок может состоять из:

  • различных приборов: весов, увеличительных стекол, магнитов, микроскопов, луп;
  • разнообразных сосудов из разных материалов: стекла, металла, пластика и пр.;
  • природных материалов: листьев, песка, глины, земли и семян;
  • гаек, скрепок, винтиков, гвоздик, проволоки;
  • медицинских материалов: пипеток, колб, шприцов, мерных ложечек, ваты и бинтов;
  • бросового материала: пластмассы, кусочков ткани, кожи и меха;
  • муки, соли, соды, свечей и фонариков;
  • детских халатов, фартуков;
  • схем, необходимых для правильного и безопасного проведения опытов;
  • журнала для фиксирования результатов.
«Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников ДОО» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Также должна быть создана картотека исследований-экспериментов. Например, в 2-3 года должны преобладать объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В возрасте 3-4 лет объекты для исследования становятся более сложными и разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать значительно большее место. В 4-5 лет дополнительно с усложняющимися реальными объектами и образно-символическим материалом может вводиться ряд простейших элементов нормативно-знакового материала. В 5-7 лет необходимо представлять все возможные типы материалов с более сложным содержанием.

Рекомендации по организации исследовательской деятельности

Выделяют несколько основных рекомендаций по руководству детской исследовательской деятельностью:

  • не следует заниматься только наставлениями, нужно помогать детям независимо действовать, не следует давать прямые инструкции, касающиеся того, чем будут заниматься дети;
  • на основании тщательного наблюдения и оценки можно определить сильные и слабые стороны каждого ребенка;
  • не нужно сдерживать инициативу детей и не нужно делать вместо них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • нужно научить детей отслеживать межпредметные связи и не спешить с вынесением оценочных суждений;
  • необходимо помочь детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
  • ко всему нужно подходить творчески.

При использовании исследовательского метода, необходимо начинать применять его в самом раннем возрасте. Дети младшей дошкольной группы наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые могут подарить им радость достижения. Для этого необходимо использование не готовых игрушек, а наборов деталей, из которых можно самостоятельно собрать игрушку. Также из отдельных деталей можно сделать что-то новое и необычное, они могут быть использованы в самых разных целях.

С детьми более старшего возраста могут быть организованы игры-лаборатории, в которых собирают и постоянно дополняют новые разнообразные интересные предметы, а также оборудование, необходимое, чтобы проводить самые разнообразные опыты и эксперименты.

На сегодняшний день на развитие исследовательских способностей оказывает воздействие масса негативных факторов:

  • неорганизованность процесса обучения и воспитания;
  • использование зачастую репродуктивных методов обучения;
  • авторитарность и доминирование взрослых при организации взаимодействия с детьми;
  • проблемы с развитием речи у детей;
  • отсутствие диалога с родителями в вечернее время.

Все это вызывает лишь потерю любопытства и познавательного интереса детей. В связи с этим, в первую очередь необходимо обращать свое внимание на потерю любопытства и познавательного интереса детей.

В связи с этим, в первую очередь, необходимо обращать свое внимание на процесс развития некоторого набора умений у детей:

  • видеть проблему;
  • задавать разные вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать за явлениями;
  • уметь и развивать навыки проводить эксперименты;
  • структурировать полученные в процессе экспериментирования или исследования материалы;
  • сделать выводы и умозаключения;
  • уметь доказать и защитить свою идею.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot