Понятие познавательного интереса
Познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, характеризующаяся такими свойствами как избирательность и активность, стремление познавать предметы и явления окружающего мира, заниматься той деятельностью, которая приносит истинное удовольствие.
Основу достижения ведущих целевых ориентиров ребенка старшего дошкольного возраста составляет познавательный интерес.
Познавательный интерес – это один из ведущих мотивов. Именно он побуждает детей к получению новых знаний и умений, а его уровень является побудительной силой к освоению нового.
По мнению ряда ученых, таких как Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев и некоторых других, несвоевременность формирования познавательного интереса приводит к снижению у ребенка дошкольника мыслительной активности и как следствие становится одной из причин последующей неуспеваемости в школе.
Необходимо помнить, что познавательный интерес присущ каждому ребенку, однако его направленность и мера неодинакова, а уровень развития во многом зависит от познавательного и социального опыта ребенка, от того насколько ему близка изучаемая тема или проблема.
В настоящее время, в практике дошкольного образования, с целью формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса используются разнообразные методы и средства. Наиболее действенными и популярными являются информационные технологии, экспериментирование, игровая деятельность, проблемно-игровые технологии, знаково-символические средства.
Педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Основные педагогические условия успешного развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:
- Расширение и разнообразие познавательного общения ребенка-дошкольника в рамках ДОУ и в рамках семьи, посредством обогащения содержания информации.
- Формирование у детей мотивации к разнообразной познавательной деятельности через эмоциональное отношение к предметам, которые подлежат изучению.
- Обогащение у детей поисковых способов познания окружающего мира, посредством расширения имеющихся исследовательских умений, их актуализации и переноса из исследовательской деятельности в трудовую, игровую и продуктивную, а также общение и взаимодействие.
Развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ способствует создание следующих условий:
Организация развивающей предметно-пространственной среды, позволяющей осуществлять как самостоятельную, так и организованную образованную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Среда должна соответствовать возрастным потребностям и возможностям детей, включать в себя все необходимые материалы и оборудование.
Включение детей в проектную деятельность, направленную на формирование у них следующих познавательных умений:
- самостоятельно выбирать темы для изучения;
- определять наиболее эффективнее методы получения необходимой информации;
- устанавливать взаимосвязь между имеющимися знаниями и способами их применения в практической и повседневной деятельности;
- самостоятельно анализировать информацию и понимать сущность возникновения возможных ситуаций и событий;
- высказывать, рассуждать и доказывать свои предположения.
Основными методами развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста являются: проектирование, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательные игры и т.д. При их использовании необходимо опираться на личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, только в этом случае можно будет достичь ожидаемых результатов в развитии познавательного интереса и навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности деятельности, оказывающие влияние на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в рамках разнообразных видах деятельности. Важно лишь правильно подобрать вид деятельность и разработать его структуру, в зависимости от возрастных потребностей и возможностей детей. Только в этом случае деятельность будет способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников.
Особенности деятельности, направленной на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста:
- Деятельность возникает в ходе появления у ребенка вопросов и недоумения. В этом случае целесообразно подачу нового материала опираться на полученные ранее знания и представления, которые вступают в противоречие с вновь узнанными фактами и требуют незамедлительного пояснения со стороны взрослого.
- Ребенок старшего дошкольного возраста самостоятельно ставит задачи и подбирает методы и средства для их решения. В крайней необходимости ребенку оказывает помощь воспитатель. Роль воспитателя указать ребенку направление, в котором следует двигаться для решения задач. Кроме того, воспитателю необходимо поддерживать у ребенка стремление самостоятельно добиться решения задач.
- Ребенку предоставлена возможность самостоятельно организовать поиск решений задач и проблемных ситуаций, а также самостоятельно пройти весь путь по преодолению трудности и получить личный ожидаемый положительный результат.
- Фактическое решение задачи или проблемы. В процессе решения, педагог при необходимости задает ребенку наводящие вопросы или же вопросы, которые несколько углубляют задачу (проблему). Все это позволяет не только сформировать интерес, но и сделать его устойчивым и долгосрочным.
Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях. Процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания.