Гендерные стереотипы — это представления об особенностях поведения мужчин и женщин, распространенные в обществе.
Гендерная проблематика в российских СМИ
Российская гендерная система под влиянием экономических, социальных, политических преобразований переживает ряд изменений. СМИ – это общественный институт, который провозглашает коллективные интересы и представления о нормах, производит новые значения и транслирует их. Массмедиа – важный агент гендерной социализации, поэтому совокупность гендерных ориентиров средств массовой информации важна для понимания направления гендерного сознания в России. В центральной прессе типичные образы женщин передаются через характер их деятельности:
- Бизнес-леди;
- Женщина-исполнитель;
- Женщина-лидер;
- Женщина – политик;
- Женщина-спутница;
- Женщина, ориентированная на брак.
Бизнес-леди - это деловая женщина, которая обладает маскулинными чертами: решительностью, уверенностью, жесткостью, она является прирожденным лидеров. Качества, которые такая женщина ценит, –решительность, уверенность в себе, профессионализм, успех, независимость, лидерство. Однако в деловых изданиях женщина-бизнесмен рассматривается как феномен. В отечественных СМИ существует стереотип, что женщина может быть в лучшем случае бухгалтером или финансовым директором.
Еще один образ женщины в современных СМИ – это образ женщины-исполнителя. Она занимает руководящий пост в общественных и государственных учреждениях. В обязанности этой женщины входит распоряжение огромным количеством дел. Наглядным примером является директор школы, руководитель областной администрации, общественного центра. Это, как правило, активная, жизнерадостная, исполнительная, инициативная женщина среднего возраста. Этот тип героини от бизнес-леди отличается тем, что направление своей работы не формирует самостоятельно, задачи спускаются сверху, а героиня должна «проконтролировать», «наладить», «улучшить». Характер такой работы не требует принятия каких-либо глобальных решений, поэтому данному типу женщины присущи и маскулинные, и феминные черты.
Тип женщина-лидер представляет женщину, формулирующую, выражающую и продвигающую в жизнь какие-либо идеи, ведущую за собой и приобретающую последователей независимо от уровня, на котором этот процесс происходит. Как правило, такой тип в СМИ представлен женщинами, борющимися за равноправие.
Женщина-политик от женщины-исполнителя отличается тем, что ей приходится участвовать в публичной жизни, решать задачи макроуровня.
Женщина-спутница – это женщина, которая живет заботой о муже, о семье. Она уверена, что главным предназначением женщины является поддержка мужа и создание домашнего уюта.
Массмедиа крупных городов, обладая широкими возможностями воздействия на сознание аудитории, манипулируют представлениями людей о том, какой должна быть женщина, прибегая к стандартному набору гендерных стереотипов.
Образ женщины в региональных СМИ
В современных СМИ образ женщин представлен разносторонне, однако комплекс стереотипов, которые связаны с положением женщины в семье и обществе, ее социальных ролях, существует по сей день.
В региональной прессе новые стереотипы переплетаются с патриархальными, устаревшими.
В региональной журналистской практике выделяют три группы представлений роли женщины в обществе:
- «Предписания». Это устойчивые представления о том, что должна делать женщина – например, она должна быть красивой, мягкой, слабой, уступать мужчине и т.д.
- «Табу». Это представления о том, что женщина не должна ни в коем случае делать. Сюда относятся распространенные в региональных СМИ утверждения о том, что женщине не следует быть сильнее, умнее мужчины;
- «Прелестные картинки». Это устойчивые представления о том, какой должна быть идеальная женщина.
В современной городской газете был разработан устойчивый стереотипный образ, который, как это ни удивительно, был охотно принят женской аудиторией. Это образ «полифункциональной» женщины, успешной во всех сферах жизни – и в личной, и в общественной. Такая женщина обязательно имеет семью и детей, является образцовой матерью и домохозяйкой. Успешная женщина построила карьеру, заняла должность руководителя среднего звена. Идеальная женщина должна выглядеть как фотомодель, или хотя бы стремиться к этому. Она занимается спортом, ведет здоровый образ жизни, тщательно следит за собой, занимается саморазвитием и т.д.
Такие группы стереотипных представлений порождают в региональных (и не только) средствах массовой информации систему женских образов, существующих в образе. Образы женщин, созданные региональными СМИ, подвержены стереотипизации. С одной стороны, стереотипизация упрощает понимание читателем идем журналиста, вырабатывает образы-знаки. Но с другой стороны, она примитивизирует, огрубляет образ мира, создаваемый журналистским произведением.
Стереотипные женские образы, созданные региональными СМИ, можно классифицировать по следующим характеристикам:
По характеру положения женщины в обществе:
- Позитивные – руководитель, политический лидер, бизнес-леди и т.д.;
- Нейтральные (учительница, работница, мать и т.д.);
- Негативные (преступница, женщина-маргинал и т.д.).
По типу отношений с миром:
- Женщины, производящие общественные блага (работница, спортсменка, богема и т.д.);
- Женщины, потребляющие общественные блага (счастливая домохозяйка, любовница и т.д.);
- Женщины, создающие общественные отношения (политический лидер, героиня, руководитель и т.д.).
По степени участия женщины в социальных отношениях:
- Высшая степень, которая характеризуется максимальным участием женщины в социальных связях и общественной жизни (женщина-политический символ);
- Высокая степень – характеризуется сильной позицией героини, ее принадлежностью к элите, способностью создавать общественные связи (руководитель);
- Средняя степень характеризуется ответственным отношением женщины к выполняемым социальным функциям. Такая женщина при этом обладает невысоким социальным статусом (воспитательница, учительница, работница);
- Низкая степень. Характеризуется или нейтрально потребительским отношением женщины к обществу (любовница, домохозяйка, потребительница), или негативно потребительским отношением (преступница, маргинал, проститутка и т.д.).
По социальной роли:
- Позитивная – женщина занимает невысокий социальный статус, но выполняет важные социальные функции;
- Негативная – женщина находится вне общества (бомжихи, проститутки и т.д.);
- Приспособленческая. Женщина изображается как «приложение к мужчине» - у нее нет своих убеждений, принципов, интересов, жизнь замкнута в пространстве отношений с возлюбленным.
Все эти образы отражают российскую действительность, но в зависимости от типа издания имеют некоторые расхождения в описании образа.