Характеристика жанров
Художественно – публицистический жанр со временем уходит в архив журналистики. Современные периодические средства массовой информации не употребляют или употребляют крайне редко этот жанр.
Документальный факт, который необходимо использовать в художественно – публицистических жанрах журналистики, также отходит на второй план. И если современные журналисты работают в этом направлении, то внимание отводится впечатлению журналиста произошедшем факте. Кроме того, журналист имеет право дать свою собственную оценку и высказать авторскую мысль.
Основными представителями художественно – публицистических жанров являются:
- Зарисовка;
- Очерк;
- Памфлет;
- Фельетон.
Небольшая зарисовка предлагается читателям в форме статьи, где происходит переплетение черт информационных и художественно- публицистических жанров журналистики. Зарисовка – это газетный жанр, который несет в себе оперативность. В зарисовке присутствуют элементы очерка: эскиз с натуры и этюд. Кроме того, зарисовка должна повествовать своему читателю о незначительных событиях, но в очень зримой наглядной форме.
Иные виды художественно – публицистических жанров
Зарисовка самый простой, популярный и интересный вид современной журналистики, но в некоторых случаях используются и прочие виды.
Очерк – это яркий, доходчивый, наглядный и оперативный материал, который используют журналисты для привлечения внимания читательской аудитории. Для того чтобы очерк имел успех, автор текста должен оперативно откликнуться на событие, а также в своем тексте раскрыть человека, дать портрет коллектива, передать традиции народа и так далее. Стоит отметить, что далеко не каждая судьба человека может служить поводом для написания журналистского очерка. Здесь проходит тщательный отбор и одерживает победу только та личность, которая несет в себе социально- значимый смысл.
Сама по себе природа очерка вместила в себя элементы отчета, репортажа, корреспонденции, зарисовки, статьи. Именно это свидетельствует о том, что очерк подвижен. Автор может активно использовать стилистические и сюжетные линии, ритмику изложения, тональность повествования, непринужденно вести разговор и публиковать свое мнение.
Сатирические виды художественно- публицистического жанра выстраиваются при помощи иронии, сатиры, сарказма. Тем не менее, автору важно уметь отличать их друг от друга, то есть грамотно сопоставлять с юмором.
Сам по себе юмор в журналистских текстах предполагает, что после смешного высказывания последует нечто положительное для персонажа материала. Вызвано это тем, что использование юмора заключается в способе передать читательской аудитории недостатки главного или второстепенного персонажа. Кроме того, в юморе нередко сочетается симпатия к тому персонажу, о котором идет речь в материале.
Ирония, которая также часто используется в художественно – публицистическом материале, расщепляет единство, из которого появляется юмор. Как мы видим, журналистика тесно переплетает в себе элементы разных жанров и видов. Ирония грамотно противопоставляет положительное – отрицательному, действительности – идеал, смешное – возвышенному. Автор – журналист должен уметь обращаться с иронией в своих материалах, или же использовать ее крайне осторожно. В таких материалах, например, смешное и безобразное может быть воспринято не как какой – то определенный момент, а как противоположность события, на которое направляется сам иронический смех. В чистом же виде ирония – это превосходство над предметом, который вызывает ироническое отношение к себе.