Биография
Родился в 1939 году в г. Киев.
Закончил Киевский институт физкультуры, позднее - ЛГУ - Ленинградский государственный университет (факультет журналистики).
В период 1967-1979 гг. сотрудничал как корреспондент с изданием «Комсомольская правда».
Как обозреватель и фотокорреспондент работал в еженедельнике «Литературная газета» (1979 г.).
С 1994 года является автором и ведущим телепередачи «Конюшня Юрия Роста» (первоначально выходила в эфир на «НТВ», позднее – на «РЕН ТВ»).
Членом Совета гарантов «Общей газеты» является с 1995-го г.
С 1997-го года является фотокорреспондентом и обозревателем «Московских новостей».
Сотрудничал с «Общей газетой» до мая 2002 года. Сейчас – сотрудник «Новой газеты».
Влияние творчества Ю. Роста на других фотографов
Российский фотограф А. Струнин о фотографической школе Ю. Роста писал, что она не позволяла ему относиться к фотографии поверхностно, бегло, как это сейчас делают молодые стрит-фотографы, или называть снимки «фотками». Так фотография для Струнина стала не просто иллюстрацией к тексту, как и текст – не только подпись к снимку. Это целое сложное и очень выразительное искусство.
Как говорил в одном из интервью по поводу своих фотографий сам Юрий Рост, «я внимательно смотрю по сторонам. У меня есть какое-то внутреннее отношение, выстроившееся в результате длинной жизни и войны - той, Второй мировой... Но главное все-таки - это понимание себя как небольшого человека… Когда присматриваешься, оглядываешься вокруг, расхожие мерила - по успеху, деньгам, самореализации - не устраивают, потому что не точны».
Творчество
Ю. Рост, хоть и является также писателем и актером, все же известен в основном как художественный фотограф. Такие его работы, как, например, «Белой ночью», «Лестничная клетка» и т.д. демонстрируют его филигранную работу с фототехникой в отображении своего замысла, идеи. В этом отображении в его случае также полноправно участвуют и иногда достаточно объемные подписи под фотографиями, что рассказывают историю, придают эмоциональности и неожиданного смысла, «направляют» аудиторию по нужному пути в ее трактовке, то есть, несомненно влияют на восприятие фотографий.
Его фотожурналистика способна дать аудитории понимание внутреннего мира фотографа – его воспоминаний, убеждений и прочего.
Для его трудов характерны свойства выражения времени, объективности и повествовательности. Все фотографии Ю. Роста отличаются лишь одним свойством фотожурналистики – повествовательностью, когда они, в сочетании с чем-то еще, дают аудитории (хоть и очень образное) представление о событии, хоть это событие и не социально важное. Подобное предопределяет определение Юрия Роста как художественного фотографа и даже (судя по дополняющим текстам) новатора.
Благодаря подписям к фотографиям Ю. Роста становится заметна глубокая рефлексия автора. Благодаря им автор как бы вступает в диалог со своей аудиторией.
За счет того, что фотожурналистика предлагает нашему вниманию фото с мест событий, их художественность может потеряться или смениться на редкий сенсационный кадр, благодаря проворности и внимательности фотографа. У Ю. Роста все наоборот: никаких сенсаций, требующих проворности и внимательности фотографа, только художественная фотография, только застывшие картины.
В творчестве Ю. Роста не слишком заметно применение современных цифровых способов обработки изображения.
Самые известные фотоальбомы Ю. Роста
- «Групповой портрет на фоне века» (2007);
- «Групповой портрет на фоне мира» (2014);
- «Рэгтайм» (2016) и т.д.