Заголовок – это вводная фраза текста, объявления или рекламы.
Значение и роль заголовка в газете
Заголовок в газете занимает акцентируемую позицию. Заголовок – это то, на что сразу обращает внимание читатель. Газетный заголовок выполняет прагматическую и информационную функции. Он передает информацию о тексте и оказывает воздействие на читателя. В современной газете важнейшей является именно прагматическая функция. Такая направленность газетного заголовка мотивирована выполняемой им ролью посредника между автором и читателем.
Заголовки являются неотъемлемым элементом дизайна газеты. От их оформления и характера зависит во многом «лицо» издания. Заголовок должен привлечь внимание читателя, помочь ему быстро ознакомиться с содержанием публикации. Умение оформителей издания использовать заголовки часто определяет решение адресата прочитать публикации или отложить газету в сторону. Как показывает практика, в результате неудачного выбора заголовка или его неудачного оформления воздействие выступлений газеты на аудиторию существенно снижается. Читатель просто не замечает статью с невыразительным, неправильно выбранным, неграмотным заголовком, в то время как яркий заголовок привлекает внимание читателя своей формой и содержанием и побуждает прочитать публикацию либо рассмотреть иллюстрацию.
В начале 19 века тексты в газетах публиковались без заголовков. Как правило, в начале каждого сообщения указывался лишь географический пункт, откуда сообщение пришло, а также дата направления в редакцию. Заголовки впервые появились в афишке-указателе. Затем заголовки перешли и на другие страницы номера, где размещались над наиболее важными статьями и сообщениями.
Современные издания публикуют все тексты с заголовками, за исключением небольших информационных сообщений или заметок, сгруппированных в подборку. В таком случае ставится общий заголовок-рубрика, который обозначает основную тему этих публикаций либо другой признак, объединяющий их.
Заголовок можно рассматривать в качестве самостоятельного газетного жанра, в рамках которого создаются небольшие тексты, удобные для восприятия в силу образности и краткости.
Заголовки печатаются более крупным шрифтом, поэтому они привлекают внимание аудитории.
Заголовок не только сообщает информацию, но и маркирует ее. Он способен сформировать у аудитории убеждения по поводу какого-либо события, сформировать установку аудитории.
Таким образом, заголовок в современной газете – это органичный первый элемент текстовой публикации, вытекающий из ее содержания и неразрывно связанный с ней.
Стилистические особенности газетных заголовков
Газетный заголовок можно рассматривать как самостоятельную речевую единицу с точки зрения его выразительности и использования разных стилистических приемов.
В современных газетах наблюдается тенденция к лаконичному, максимально точному и ясному формулированию заголовка. Наблюдается упрощение лежащих в его основе синтаксических конструкций. В 19-начале 20 столетий в заголовках использовались сложные синтаксические конструкции и распространенные предложения. Для современного газетного заголовка характерны простые предложения, чаще всего нераспространенные. Как правило, используются словосочетания разного типа.
В.Г. Костомаров в книге «Русский язык на газетной полосе» выделяет главную черту газетного языка – стремление к стандартизированности и экспрессивности одновременно. Для реализации этой тенденции используются фигуры речи.
Лексико-стилистические возможности заголовков в 1990-е годы стали почти неограниченными. Ряд ученых, исследующих тенденции в современных заголовках газет, указывают, среди прочих, на значительное увеличение языковой игры, иронии, влияния речевой моды. Основу языковой игры составляют разные лингвистические явления. Например, с помощью паронимов и омонимов создаются каламбуры, используются цитаты, аллюзии, парадоксы, активно используется смысловой контраст, аллегория, аллитерация, эффект «обманутого ожидания», обыгрываются фамилии и имена и т.д.
Выделяют следующие типы заголовков, предполагающих свои смысловые схемы:
- Схема «прямое понимание». Для понимания смысла таких заголовков не требуется обращение читателя к тексту;
- Схема «понимание с обращением к тексту публикации». Такие заголовки интерпретируются после прочтения текста публикации;
- Схема «понимание с повторной интерпретацией». Это заголовки, которые интерпретируются сразу, но требуют после прочтения текста повторной интерпретации;
- Схема «прямое мнимопрецедентное понимание». В таких заголовках фразы прецедентных текстов используются в своем прямом значении.
В современной прессе, рассматривая стиль газетного заголовка, можно заменить изменения в стилевой установке языка прессы. Публичность, письменная форма, социальный статус агитатора, идеологическая направленность, статус общественного пропагандиста диктовали книжно-литературную форму изложения. Такая манера изложения подразумевает употребление так называемой «высокой» фразеологии и лексики, приверженность к развернутым сравнениям, усложненность синтаксического строения.
В современной газетной речи наблюдается сильное влияние просторечия и жаргонной лексики на язык СМИ, а также взаимодействие книжного и разговорного стиля литературного языка.
В заголовках часто используются самые ходовые, распространенные слова и выражения разговорно-бытового языка.
В качественных газетах, которые ориентированы на читателя с более высоким уровнем образования, разговорная лексика выступает как нечто неожиданное, а стилистический контраст с нейтральной лексикой повышает уровень их экспрессивности в глазах читателей.
Также в газетных заголовках помимо разговорных, просторечных, иноязычных лексем используются элементы подъязыков – диалекты, жаргоны, арго.