Телерепортаж – это одна из разновидностей репортажа, имеющая несколько особенностей, обусловленных спецификой телевидения.
Структура телевизионного репортажа
Телерепортаж репортаж показывает зрителю событие. Основная описательная функция принадлежит видеоряду. Успешность такого репортажа зависит от зрелищности и убедительности картинки, выводимой на экран.
В основе любого телевизионного репортажа находятся 4 главные элемента:
- текст за кадром, который может быть написан самим репортером или же редактором;
- видеоряд, составленный оператором из отдельных отснятых «исходников»;
- озвучка или «синхрон»;
- шумы – звуки, синхронизируемые в соответствии с изображением, могут быть вместо текста за кадром.
Объект телерепортажа — это событие, происходящее в реальной действительности; имеющий законченность некоторый отрезок жизни.
Предмет внимания не обязательно конкретное событие. Оно может служить лишь отправной точкой для разворачивания действий. То есть можно сделать вывод, что объект телерепортажа – это либо событие, либо его какая-то часть. Основное свойство жанра – событийность – остается в любом из вариантов. Для него свойственна субъективность, которая неизбежно выходит на первый план при монтаже. Репортаж - это не просто информирование, это яркое и перативное представление происшедшего. Основные требования:
- наличие эффекта присутствия;
- достоверности;
- сопереживания.
Основные инструменты для реализации этих требований – описательные инструменты:
- изобразительный ряд;
- звук;
- присутствие драматургии;
- монтаж.
Процесс подготовки репортажа
Большинство служб на ТВ придерживается позиции: «Нет картинки – нет репортажа», поэтому начало подготовки репортажа – создание картинки. Именно изобразительный ряд определяет основные шаги репортера. То, насколько качественной будет картинка, влияет на восприятие преподносимой информации зрителями.
Изобразительный ряд должен быть тщательно продуман. Эффектной картинки недостаточно. Первое, что нужно сделать, выбрать, сюжетный ход, чтобы определить, в каком ключе стоит двигаться, при этом очень важно соблюдать меру в спецэффектах и т.п.
Следующее, с чем нужно работать, это звук – он может быть и закадровый, и синхронный, и стенд-ап, и инершум. Вполне вероятно и сопровождение музыкой. Для репортера особая сложность состоит в сортировке материала в текстовом формате. Постоянно необходимо отфильтровывать информацию, решать, какую оставить, а какую убрать.
Еще один из самых распространенных элементов репортажа – синхрон, когда на экране присутствует изображение лица человека со звуком его голоса.
Существует два типа синхронов в телевизионной журналистике. Первый вид представляет собой информацию сенсационного характера. И эта информация берется как бы из первых уст. Еще одно название такого синхрона – свидетельские показания.
Второй тип синхронов носит явно выраженный эмоциональный характер, когда люди совершенно искренне выражают свои чувства и эмоции на камеру. Их еще называют эмоциональными синхронами. Такие синхроны требуют от репортера полной отдачи от героя репортажа. Однако именно это придает сюжету незабываемость.
Следующий элемент можно отнести к необязательным, дополнительным элементам – это стенд-ап. Он представляет собой возникновение журналиста в кадре, когда на заднем плане представлено само место происшествия. И такие репортажи можно увидеть довольно часто на экране телевизора.
Стенд-ап, помещенный в середину сюжета, является связующим звеном различных его частей. Репортер предоставляет ту информацию, которой нет в видеоряде.
Еще одна разновидность стенд-апа – его использование в качестве концовки. Это делает возможным показать еще раз место происшествия, а также автора репортажа.
Еще одно звуковое выразительное средство – интершум, записанный прямо на месте события. Он создает атмосферу достоверности происходящего. Когда его нет, происходит потеря эффекта присутствия.
Очень редкое явление в выпусках новостей – применение в качестве фона музыки. Конечно, очевидно, что она уместна там, где репортаж снят именно о музыке или каком-либо событии в музыкальном мире. Это логично и естественно. Можно применять музыку и в другом ключе, например, чтобы усилить эмоции от репортажа, подчеркнуть трагизм или, наоборот, торжественность.
Монтаж – последнее средство выразительности. С французского языка это слово переводится как «сборка». Монтаж представляет собой целую систему соотношений смыслов, аудиовизуализаций, темпа отдельных кадров, а также их формальное и смысловое сочетание и соотношение, сравнение.
Профессиональный монтаж сделан так, что его незаметно. Это основное отличие такого монтажа от любительского. В таком монтаже все элементы плавно соединяются, не заметны стыки, ничто не «цепляет» глаз, не раздражает. Картинка гармоничная и лаконичная. Когда в монтаже присутствуют явные стыки, это мешает просматривать контент и отвлекает внимание от сути.
Стилистика телерепортажа:
- Соединение точного воспроизведения событий, строгой документальности с эмоциональным, живописным изображением действительности;
- Соотношения слова и изображения;
- Специфическая грамматическая категория, которая передает действия. Эти действия могут относиться к фактическому прошлому, но для репортера и зрителя они происходят в момент показа;
- Стендап как мостик между двумя отрезками времени или двумя местами действия;
- Разработка четкой структуры телерепортажа.
Таким образом, сегодня телевизионный репортаж воспринимается как синоним оперативности, актуальности и документальной точности. Познавательный и выразительный потенциал репортажа должен давать возможность журналистам наглядно и предметно освещать даже самые заурядные события. В этом телерепортеру помогает весь арсенал экранных средств выразительности репортажа. Их умелое использование свидетельствует о профессионализме и мастерстве репортера