Свобода печати — это закрепленные в Конституции страны гарантии независимого функционирования СМИ.
Становление французской концепции печати
Периодическая печать Франции в 18 веке развивалась очень медленно. Это было обусловлено малограмотностью населения и строгими цензурными ограничениями. В 1788 году во Франции издавалось 60 газет, при том что за печатью следили 119 цензоров. За полвека число цензоров возросло в полтора раза.
Большим авторитетом в 18 веке пользовались известные деятели французского Просвещения, такие как Шарль Луи де Монтескье, Франсуа-Мари Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо. В представлении просветителей свобода слова является естественным правом человека, основой его личной свободы.
В период с 1751 по 1780 гг. просветители работали над книгой «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Этот труд состоял из 35 томов и выходил под редакцией Д. Дидро.
Деятельность энциклопедистов и просветителей предвосхитила Французскую революцию. Многие идеи стали основой Декларации прав человека и гражданина. Эти идеи оказали большое влияние на революционную журналистику.
В 1789 году после принятия Национальным учредительным собранием Декларации прав человека и гражданина была законодательно оформлена свобода печати. С этого момента начала формироваться французская концепция свобода печати. Основные особенности:
- Значительная роль государства в журналистике;
- Появление понятия «прав человека»;
- Журналистика регламентируется законодательством, но не управляется им.
Свобода печати в первые годы революции (1781-1791 гг.) была практически безграничной. Журналисты часто открыто призывали к убийствам, погромам, насилию.
Ведущие издания и публицисты времен Великой французской революции
Наибольшей популярностью в годы революции пользовались газеты, которые выпускались под редакцией главных революционных деятелей – Ж. П. Марата, К. Демулена, М. Робеспьера.
Первый якобинец дантонист Камель Демулен 12 июля 1789 года обратился к толпе в Пале-Рояле с призывом взяться за оружие. Демулен первым прикрепил к своей шляпе зеленую ленту. Два дня спустя эта толпа штурмовала Бастилию.
В своем трактате «Ля Франс либр» Камель Демулен выступил с требованием свободы. Ораторское искусство он успешно сочетал с письменной публицистикой. Сначала Демулен работал в газетах графа Мирабо. И осени 1789 по лето 1791 года он издавал собственный журнал «Революции Франции и Брабанта». Издание представляло собой цикл зажигательных, страстных памфлетов на актуальные вопросы. Демулен был готов на все в интересах революции. Если возникала необходимость, он е останавливался даже перед клеветой. Например, в памфлете «Фрагмент истории революции» он оклеветал жирондистов, своих политических противников, чем способствовал их казни. Зимой 1793 года Демулен начал издавать журнал «Старый кордельер», где призывал к ослаблению революционного террора, отмене принудительной таксации зарплаты и цен. За это Демулен был арестован и казнен.
Самый известный публицист времен революции Жан Поль Марат родился в городе Будри, расположенном на границе Швейцарии и Франции. После окончания школы он ушел из дома и на протяжении многих лет скитался по Европе. На жизнь Марат зарабатывал медицинской практикой и преподаванием иностранных языков. Марат стремился к известности и добивался ее всеми способами – писал философский трактат, сентиментальный роман, искал «электрическую жидкость», занимался естественными науками. Однако все попытки не приносили успеха. Философский трактат Дидро и Вольтер назвали философским курьезом, а автора – арлекином и чудаком.
В 1774 году Марат издал в Лондоне трактат «Цепи рабства», в котором утверждал, что спасение народа – революция, и призывал к свержению власти. В 1792 году трактат был выпущен в Париже.
Начавшаяся революция была воспринята Маратом с воодушевлением. В сентябре 1789 года он выпустил первый номер газеты «Парижский публицист». В сентябре 1792 года название газеты изменилось: «Газета Французской республики, издаваема Маратом, другом народа». Эта газета стала главным дело жизни Марата. С самых первых номеров она отличалась яростными призывами к самым жестким мерам против всех «врагов свободы». Постепенно в число этих врагов Жан Поль Марат включал не только короля и его приближенных, но и ряд крупнейших деятелей революции.
Лейтмотивом его статей, брошюр и памфлетов, написанных вскоре после начала революции, является призыв к террору и насилию. Марат способствовал распространению крайнего революционного фанатизма среди французов. Однако критикуя врагов, он не позволял себе цинизма и сквернословия, в отличие от некоторых своих коллег. Марат внес существенный вклад в разработку теории печати. Особенно ценны с этой точки зрения его следующие работы:
- «Дар Отечеству»;
- «Цепи рабства»;
- «Основа уголовного законодательства» (дополнение к «Дару Отечества»).
В сентябре 1792 года Марата избрали депутатом конвента.
Е. В. Тарле, историк, посвятивший специальное исследование Марату, отмечает, что главное достоинство этого публициста и революционера – естественная близость к народу, чьи интересы стали смыслом его жизни.
Еще один известный публицист французской революции Элизе Лустало работал в Бордо адвокатом. В день взятия Бастилии он выпустил первый номер еженедельника «Парижские революции». Журнал пользовался колоссальным успехом у читателей. После смерти Лустало современники назвали журнал энциклопедией революции.
Жан-Рене Эбер был сторонником радикального хода событий и поддерживал идеи левых якобинцев.
В сентябре 1790 года Эбер стал выпускать газету «Ле Пер Дюшес», адресованную низшим слоям населения. Для языка газеты характерны речевые обороты, заимствованные из жаргона предместий, а также использование ругательств, шуток. Эбер моментально откликался на актуальные вопросы политической жизни. публицист умел прислушиваться к народу, знал его настроение и запросы, умел привлечь внимание читателей, заинтересовать их. Газету Эбера называли самым самобытным изданием революции.