СМИ – это наиболее часто употребляемое в русском языке обозначение средств сбора, обработки, распространения информации для массовой аудитории.
Разные типы средств массовой информации оказывают влияние на способ подачи текста, выделяя те или иные особенности. У каждого информационного источника есть своя знаковая система. Например, у печати – слово и визуальный образ, у радио – речь и музыка и т.д.
Особенности телевизионных текстов
Телевидение оказывает практически самое сильное влияние на массовое сознание. Именно ТВ – главный источник новостей и информации. Контент ТВ просто обязан быть на должном уровне.
Принципы качественного телетекста: простота, лаконичность, легкость восприятия на слух, однозначность (отсутствие разномыслия), интересное, современное содержание, грамотное изложение с оттенками эмоциональности, всестороннее освещение вопроса.
Однако, последний пункт выполняется не всегда, то есть репортаж используется для влияния на граждан, поднимая волну возмущения и вопросов к той или иной стороне.
Когда есть видеорепортаж, это добавляет смысл и окраску журналистскому тексту на ТВ. Важны и привлекающие внимание заголовки, ярко отражающие суть проблемы.
Телевизионные тексты могут содержать и субъективную событийную оценку. Данный прием удачно работает, потому что, чаще всего, высказанное мнение совпадает с мнением большинства. Комментарии экспертов также располагают аудиторию и сближают слушателя и корреспондента. Удачный пример новостных телепередач – «Прямой эфир» на телеканале «Россия 1».
Особенности текстов на радио
Радио в структуре современных средств массовой информации является наиболее удобным для восприятия аудиторией. Как правило, слушание радио не требует отказа от дел и его можно совмещать с бытовыми реалиями и производственной занятостью.
Огромную часть аудитории радио составляют автомобилисты за рулем, а также их пассажиры. Радиовещание оказывает психологическое влияние на людей. Оно стимулирует чувства, возбуждает фантазию и этим дает работу неосознанным эмоциям и мышлению.
Радио доступно везде и в этом его отличие. Оно выполняет разные функции, основные из них: информационная, развлекательная и т.п. Здесь отсутствует видеоряд и все внимание сосредоточено на слушании, поэтому задача журналиста – преподнести информацию очень интересно, понятно, доступно.
Каждый день студию посещают видные деятели политики, экономики, культуры. Для слушателей важно слышать экспертное мнение.
Основная тематика зависит от радиостанции. Это может быть история, бизнес, спорт, музыка, политика и т.д.
Особенности текстов в Интернет-изданиях
Выход СМИ на интернет - просторы начался с 2006 года. Интернет предоставляет огромные возможности для ведения своей деятельности. Какие-то издания просто дублируют информацию из других типов СМИ. Есть и те, у кого нет печатной формы издания.
Три ключевых составляющих, которые позволяют развиваться средствам массовой информации в электронном формате:
- грамотная редактура с яркой, современной концепцией;
- профессионалы своего дела, которые знают, как выгоднее преподнести информацию в интернет – пространстве;
- достаточное количество денежных средств.
Среди самых успешных и популярных интернет-изданий России - «Lenta.ru», «Газета.Ru», «Вести.Ru», «Meduza» и другие.
Секрет их популярности состоит, прежде всего, в провокационности. Как правило, большинству общества нужно именно это.
Главная отличительная особенность СМИ в Интернете – применение совершенно разных форм предоставления информации.
Тексты периодических печатных изданий
Печатные издания остаются классикой. Информация доносится до аудитории посредством газет и журналов. У них есть свои особенности:
- Текст – результат творчества и речи, который обладает завершенностью.
- Информация в тексте направлена на определенную аудиторию.
- Использование разных стилей.
- Специфичность заголовков.
- Издания используют возвышенные образы литературы, и в то же время, простые речевые обороты.
Печатные тексты часто разбавляются изображениями, иллюстрациями. Яркие, порой провокационные заголовки, важная часть таких изданий.
СМИ выступает основным информационным источником. Его роль в формировании общественного сознания огромна. Есть разные типы средств массовой информации с разными типами подачи информации.
Огромное разнообразие средств сбора, анализа, распространения и влияния информации используется в современном мире эффективно. Это подтверждается рейтингами теле- и радиоканалов, а также веб-сайтов и печатных изданий. Данные источники набирают популярность, что также свидетельствует об их массовости и популярности, тем самым говорит об эффективности построения информационных текстов.
Тексты на телевидении проходят тщательную фильтрацию перед выходом в эфир. Информация излагает простым, понятным языком. Используется рубрики с высказыванием мнения экспертов.
Окрашивание текста посредством видеоролика привлекает большее внимание, информация становится более доступной.
Радио-тексты строятся наиболее просто, поскольку визуального контакта с аудиторией не имеют. Таким образом, полнота донесения информации лежит на журналисте, его поведении, речи.
Печатные издания проходят наиболее тщательный отбор, поскольку основная форма изложения - сам текст. Данные издания используют разные стили речи, меняют свой контент.
Дополнение информации происходит за счет яркого оформления колонки.
Текст таких СМИ похож на остальные, однако, журналисты ищут способы его разнообразия в использовании видео, музыки или картинки.
Общая специфика речи ведущих основана на эмоциональном окрашивании, грамотной подаче, выборе слов, соответствующих тематике и аудитории в данный момент. Все это привлекает внимание зрителей и слушателей, усиливает заинтересованность в данном вопросе, просвещает население.
Таким образом, важнейший вывод заключается в том, что СМИ - неотъемлемая часть в жизни абсолютно каждого человека.