Специальная журналистика – это издания, нацеленные на информационное обслуживание специфических интересов аудитории.
Особенности специализированных изданий
Возникновение специализированной журналистики связано с появлением первых журналов. Например, в России первый журнал появился в качестве приложения к правительственной газете «Санкт-Петербургские ведомости». «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» носили научно-популярный характер. Становление государственной печати происходило в 1702-1759 гг. Но появление первых российских специализированных изданий датируется второй половиной 19 века. В это период наблюдается рост всех отраслей промышленности, техники, досуга, культуры, их переход на коммерческую основу, что обусловило потребность в широкой рекламе. В этот период издательская деятельность приобрела коммерческий смысл.
Специальная журналистика – это издания, которые различаются по целевому назначению, тематическому направлению, периодичности, тиражу, программе, продолжительности выпуска и нацелены на информационное обслуживание специфических интересов определенной аудитории.
Специальная пресса имеет так называемые «этажи» проживания. Например, социально ориентированные и демографические издания занимают первые этажи, на вторых этажах находятся культурно-оздоровительные газеты, затем – специализированные издания, которые рассчитаны на более узкую аудиторию.
Функции специализированных изданий базируются на общих функциях СМИ. Выделяют следующие функции специализированной прессы:
- Событийно-познавательная или информационно-познавательная. Такие издания создают для аудитории информационное поле и держат ее постоянно в курсе происходящих событий в теме, интересующей читателя;
- Организационная функция. Специализированные издания дают возможность аудитории формировать такие навыки организационных отношений инициативы, субординации, ответственности, координации;
- Познавательно-аналитическая функция. Эта функция позволяет аудитории получать возможность самостоятельно анализировать процессы реальной действительности и вырабатывать мировоззренческие ориентиры;
- Рекреативная функция. Эта функция воплощается не во всех периодических специализированных изданиях, но в большинстве из них. В первую очередь это пресса, которая направлена на получение удовольствия от чтения журнала или газеты. Также сюда относится развлекательная журналистика, ограниченная определенной темой (мужской, женский глянец, детские журналы, журналы о компьютерных играх и т.д.).
Важным основанием для формирования типологических групп СМИ является характер информации. Издания, которые адресованы определенной аудитории могут быть по своей тематике универсальными, отражать темы, которые интересны данной аудиторной группы. Специализированные издания занимают особое место. В отличие от универсальных они имеют ряд особенностей и могут иметь следующие модели:
- «для всех не обо всем» («Финансовая Россия», «Спорт-Экспресс»);
- «не для всех не обо всем» (профессионально-отраслевые, мужские, женские, детские).
Для узконаправленной прессы предпочтительным является журнальный формат, который позволяет вместить все, что не входит в газетный формат. Преимущества журнала заключаются в переходе на более высокий уровень полиграфии, привлечение большого количества иллюстративного материала, увеличение объема, числа изданий, рассчитанных на средний класс. В отличие от газеты, журнал теряет в оперативности, но при этом выигрывает в отображении действительности и масштабности познания.
Одним из основных признаков деления периодики является целевое назначение. Данный признак характеризует сущность издания, его предназначение, а также определяет читательскую аудиторию и читательский адрес. В целевом назначении издания непосредственно отображается его цель, программа и задачи.
Свою специфику имеет и контент узконаправленной прессы. В ней освещаются проблемы, достижения, задачи одной отрасли. Как правило, специализированные издания читают только специалисты либо люди, интересующиеся этой тематикой.
В выборе жанров специализированная журналистика не ограничена. Наличие или отсутствие того или иного жанра зависит только от политики и концепции издания. Например, аналитические издания базируются в основном на статистическом материале, рецензиях, опросах, комментариях, беседах, а модный глянец – на фотоотчетах.
«Учительская газета» как пример специализированного издания
«Учительская газета» - это независимое педагогическое издание. Издается с 1924 года. Периодичность выхода – еженедельно. Тираж «Учительской газеты» составляет 96 000 экземпляров. Издание относится к модели «не для всех не обо всем», так как информация, публикуемая в газете, предназначена для узкой аудитории – педагогов и, отчасти, родителей учеников.
В октябре 1986 года в издании была опубликована коллективная статья, написанная группой педагогов-новаторов и публицистов. В этой статье, озаглавленной как «Педагогика сотрудничества»» ключевая мысль заключалась в том, что необходимо уйти от авторитарной педагогики в сторону гуманизации и демократизации школы. «Учительская газета» в период с 1986 по 1988 годы была трибуной сторонников демократизации существующей системы образования, а программные статьи этого периода были написаны педагогами и учеными, использующими в своей работе новаторские методы, и демократически настроенными журналистами.
С приходом в 1989 году в газету Г.Н.Селезнева редакционная позиция стала более умеренной, критика государственных образовательных структур ослабла, стали меньше писать о педагогах-новаторах.
С 1991 года «Учительская газета» является независимым изданием.
Основными рубриками «Учительской газеты» являются:
- Новости;
- Острая тема;
- Интервью;
- АРТ-прогулка;
- Взгляд;
- Родительская газета;
- Образовательные технологии.
Газета предлагает размещение рекламно-информационных услуг в формате статьи, интервью.