Массовая информация – это систематическое распространение информации среди численно большой, рассредоточенной аудитории с целью оказания воздействия на мнение, оценки и поведение людей.
Понятие массовой информации
Слово «информация» в переводе с латинского означает «изложение, сообщение, совокупность данных, некоторые сведения». Информация является посредником между журналистом и аудиторией, инструментом, которым пользуются все журналисты.
Сама сущность журналистики состоит в поиске информации, ее сборе, обработке, интерпретации и распространении.
В журналистике выделяют три понимания термина «информация»:
- В узком понимании информация – это событийная информация: информационная заметка, информационная хроника, информационные жанры вообще;
- В широком понимании информацией называют всю совокупность сведений, которые журналистика несет аудитории: любые произведения, опубликованные в СМИ, их место в сетке вещания или на полосе в газете, интонация комментатора или диктора, характер заголовка публикации, размер шрифта и т.д. То есть в этом случае к событийной информации добавляется информация комментированная, к содержательному уровню –формальный;
- В специальном понимании информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, в которой содержится важная новость, при этом подходе может оказаться более информативной, чем развернутая статья с банальным содержанием.
Журналистика работает с массовой информацией. Она, в отличие от специализированной, общедоступна и общезначима и играет роль «моста между представителями разных социальных общностей». Она предполагает:
- Направленность на массу независимо от пространственной рассредоточенности и величины аудитории. При этом непосредственный контакт с аудиторией отсутствует;
- Соответствие информационным потребностям массовой аудитории;
- Доступность аудитории в финансовом и содержательном плане;
- Возможность одновременного получения информации всей массовой аудиторией;
- Стремление к формированию единой позиции массовой аудитории по ключевым вопросам;
- Открытость для участия работы в средствах массовой информации вех желающих представителей массы.
Функции массовой информации
Основной функцией массовой информации является удовлетворение ряда жизненно важных потребностей общества, в первую очередь, потребности в формировании массового сознания.
Массовое сознание – это совокупность представлений разных социальных групп о явлениях окружающей действительности, которые затрагивают их интересы.
Эту потребность удовлетворяют публикации, которые затрагивают общие, глобальные вопросы экономического, политического и нравственного характера. В случае отсутствия таковых массовое сознание формируется под влиянием других текстов – нигилистической, бульварной, экстремистской журналистики. Необходимость в приеме, оперативном распространении информации об общественно значимых изменениях удовлетворяется при помощи информационных, новостных материалов, которые оповещают о возникающих проблемах и происходящих событиях. Существует и потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивной или негативной реакции общества на изменения условий действительности способствуют различные аналитические тексты и комментарии с различными мнениями о происходящем.
Потребность в распространении решений, которые принимаются государственными управленческими институтами в целях побуждения массы к практическим действиям, выполняют информационные и аналитические публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления.
Поддержание жизненного тонуса общества происходит за счет публикаций развлекательного характера. Но в силу разных причин – экономического, политического характера, в зависимости от государственного устройства, при помощи манипулятивной пропаганды в обществе могут поддерживаться настроения ложного оптимизма или идиллического незнания либо нагнетать атмосферу подавленности и страха, вызывать истерию.
Потребность в поддержании уровня межгрупповых контактов, способствующего согласованности общественных практических действий, выполняют публикации, утверждающие специфические групповые ценности – профессиональные, национальные, возрастные и т.д.
В СМИ справочные, эпистолярные и рекламные материалы служат для выполнения потребности в оказании помощи членам общества в случае возникновения у них проблем частного или делового характера.
Массово-информационный процесс
Массово – информационный процесс выглядит следующим образом: журналистика несет аудитории определенную информацию, которая заключена в разнообразных текстах. Полученная аудиторией информация в идеале «работает» и становится источником новой информации, которая при помощи «обратной связи» возвращается к журналистам. Однако в реальности не вся информация, переданная журналистом, оказывается принятой и освоенной сообразно замыслу журналиста. Эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из информационной насыщенности текста и высокой информативности текста.
Таким образом, журналист должен добиваться в каждом тексте высокой информационной насыщенности. Существует ряд правил, которые следует применять в практической деятельности. Такие правила формируются в соответствии с этапами массово-информационного процесса. Выглядят эти этапы следующим образом:
- Фиксация действительности и ее первичное отображение;
- Создание журналистского текста;
- Освоение текста аудиторией.
Текстовая деятельность журналиста в соответствии с этими этапами описывается с трех сторон: семантической, синтактической и прагматической. Журналисту следует проявлять внимание ко всем трем сторонам текста. Он должен точно отображать действительность, максимально четко представлять композицию своего текста и стараться сделать его ценным для массовой аудитории. При следовании этим требованиям реализуется задача информированности аудитории.