Телевидение — это один из видов средств массовой информации.
Специфические особенности телевидения
В сравнении с другими СМИ охват аудитории у телевидения является наибольшим, это обуславливается рядом факторов:
- Во-первых, телевидение служило и служит средством создания и распространения разной информации.
- Во-вторых, особенностью ТВ является способ передачи информации: движущаяся картинка, со звуковым сопровождением. Экранность способствует лучшему восприятию информации, что популяризирует его всё в больших и больших группах общества.
- В-третих, в сфере телевещания актуально понятие «персонификация», когда ведущий активно контактирует с участниками передачи или со зрителями. Персонификация вовлекает зрителей в сюжет происходящего на экране и создаёт ощущение непосредственной причастности, в отличии от телевизионной журналистики.
- В -четвёртых, телевидение выделяется среди других СМИ своей оперативностью, ведь оно способно передавать новости о происходящем в режиме реального времени.
Функции телевидения
Телевидение выполняет ряд следующих функций:
- информационная,
- культурно-просветительская,
- интегративная,
- социально-педагогическая (управленческая),
- образовательная и рекреативная.
Теперь расскажем подробнее о каждой из них.
Информационная функция. Прямая обязанность всех СМИ - удовлетворить потребность общества в получении информации. Телевидение - не исключение, отличие лишь в том, что телевидение передаёт информацию быстрее и красочнее. В нашем мире уже нет ничего удивительного в ежедневном потреблении людьми новостей мира экономики, культуры, политики и социума - это стало элементарной необходимостью. И в то же время, для подачи разных новостей нужен разный подход, но 3 основных столпа телевидения - это профессионализм сотрудников, техническая оснащенность телекомпании и высокий уровень организованности.
Культурно-просветительская функция. Телевидение имеет большое влияние на аудиторию в сфере культуры: просматривая разные передачи люди неосознанно начинают ровняться, как правило, на ведущих передач. Но многие телевизионные цензоры обеспокоены внезапным появлением многих некачественных телепередач с безграмотными и малообразованными ведущими. Культурно-просветительные программы также имеют в своём повествовании элементы дидактики, что позволяет усваивать информацию без особых усилий.
Интегративная функция. Как и для любого другого средства массовой информации, для телевидения необходимо постоянно привлекать новую зрительскую аудиторию и, чаще всего, из разных возрастных, социальных, национальных и конфессиональных групп. Интегративная функция телевидения заключается в распространении и поддержании общего настроения аудитории и ценностных установок. Сложность исполнения этой функции обусловлена «разношёрстностью» зрительской аудитории.
Социально-педагогическая (управленческая) функция телевидения заключается в агитации общества к жизни с определёнными моральными устоями. Телевидение также называют средством контроля народа над властями. В постсоветских странах люди предпринимают какие-то действия, СМИ пишут об этом и общество следит за реакцией властей. Но средства массовой информации не всегда бесстрастно относятся к происходящему. Например, многие издательства и телеканалы курируются партийными группировками или, может, корпорациями и подают информацию так, как это выгодно их властям.
Образовательная функция. В наименьшей мере относится к журналистике. Телевидение транслирует на своих канал разные общеобразовательные передачи, способствующие обучению зрительной аудитории.
Рекреативная функция телевидения (также не актуальная в журналистике, как и образовательная) заключается в развлечении аудитории посредством показа фильмов или развлекательных программ.
От этих функций в основном и зависят структура, специфики и возможности телевидения как прочно закрепившегося в современном мире средства массовой информации.
История и тенденции развития телевидения и тележурналистики
Кино и радио были изобретены в конце 19 века, но попытки передавать изображение на длинные расстояния по проводам предпринимались ещё раньше. Схема, на основе которой создавалось и развивалось телевидение, была предложена П. И. Бахметьевым в 1880 году. По его задумке, чтобы передать изображение на расстояние необходимо его предварительно разбить на элементы, которые смогут раскладываться в начале передачи и восстанавливаться в конечной точке. Уже через 10 лет профессор А. Г. Столетов научился непосредственно преобразовывать свет в электрическую энергию. Но принцип действия современных компьютеров был запатентован Б. Л. Розингом вначале 20 века: для преобразования электрических импульсов в световое изображение применяется катодная трубка. Хоть Розинг и считался праотцом электронного телевидения, на самом же деле первое движущееся изображение было передано на расстояние в июле 1928 года в научном центре города Ташкент. Первый в истории сеанс телевидения прошёл в Германии в 1928 году, а через 7 лет в крупнейших странах мира начались попытки телевизионного вещания. В середине 20 века начала тестироваться система спутникового вещания. Через несколько лет большая часть стран пришла к выводу, что телевизионная картинка была очень неустойчива и от того трудно воспринималась аудиторией.
Решением этой проблемы стали предложенные американской корпорацией "Ампекс" видеомагнитные записи.
В конце тысячелетия, когда телевидение уже стабильно работало и было ведущим СМИ, стала стремительно развиваться и наращивать обороты глобальная сеть Интернет, с приходом которой настаёт «Глобальный кризис государственного телевещания». И по сей день телевидение всё больше становится отголоском прошлого, уходя в тень современных Интернет-изданий и новостных порталов.