Телевидение – это способ передачи звука и изображений движущихся и неподвижных объектов на расстояние средствами электросвязи.
Роль телевидения в жизни общества
В современном информационном пространстве главенствующая роль принадлежит телевидению. Телевидение, являясь одним из самых совершенных средств отражения социокультурной жизни общества, оказывается богатейшим источником информации. Одновременно оно отражает актуальные проблемы современности и оказывает значительное влияние на массовое сознание и общественное мнение.
А. Роднянский считает, что телевидение существенно влияет на миллионы людей в силу того, что они ежедневно включают телевизор, и поэтому телевидение требует к себе особо ответственного отношения.
Механизм влияния средств массовой информации на формирование культурных и ценностных приоритетов в современном обществе – это довольно сложный феномен. В современных условиях общество изменилось качественно, и потому нередко не воспринимает нравственную и гуманистическую составляющую информации. СМИ – управляемая сфера, и влиятельные силы, которые нередко заинтересованы в деструктурировании российского общества, используют их как средство воздействия на ценностные представления общества, в первую очередь, молодежи. В результате это приводит к популяризации в молодежном социуме негативных поведенческих действий, а также к скептическому отношению молодого поколения к нравственным и идейным ценностям.
Современная молодежная культура все сильнее отрывается от национальных традиций и культуры поколений. Проявляется это и в моделях поведения, в культурных пристрастиях, в языке, литературных увлечениях. Все чаще в СМИ встречаются низкосортные материалы, сцены насилий, жестокости, публикации, которые разжигают ненависть к другим народам. Значительная часть коммерческого вещания отведена рекламе, в которой порой фигурируют вещи, говорить публично о которых по законам этики не желательно.
В отечественных СМИ, в том числе и на телевидении, наблюдается американское информационное доминирование. Характерным средством манипулирования общественным сознанием является намеренное создание чуждой России языковой среды, а также навязывание западных стереотипов, стандартов, мышления, образа жизни. Удельный вес зарубежных информационных ресурсов значительно превосходит количество отечественных программ. Наблюдается превалирование рекламы зарубежных товаров либо их аналогов. В результате это способствует формированию у массовой аудитории, особенно молодежной и детской, западных запросов.
Тенденции современного отечественного телевизионного рынка
Коммуникационный характер телевидения влияет на восприятие не только информационных произведений на экране ТВ, но и художественных, которые оказываются специфическими формами связи телезрителя с действительным миром. Телевидение играет роль посредника в осуществлении объединения общества, поддержания социальных связей. И это положение отвечает характеру современной культуры.
На отечественном телевизионном рынке совмещаются несколько тенденций:
- Переход общефедеральных каналов под государственный контроль;
- Установление авторитарной модели управления информационно-политическим вещанием;
- Рост конкуренции;
- Естественная фрагментация аудитории;
- Возникновение новых телепроектов;
- Развитие новых технических способов распространения телевидения.
Можно говорить о разделении каналов по содержанию на тематические и универсальные. При этом неуклонно растет доля аудитории специализированных каналов.
В современных условиях отечественного информационного пространства различными средствами массовой информации осуществляется формирование стереотипов поведения и мировоззрения, враждебных традиционному русскому и коренным российским народам. СМИ целенаправленно внушают обществу, что альтернативы западным культурным ценностям нет и стремятся оторвать молодое поколение от его исторических корней, воспитать молодежь чуждой всего патриотического и национального.
Многие современные телепередачи, которые ориентированы на молодежную аудиторию, придерживаются такой позиции, что ведущий программы должен быть смелым, а нередко и агрессивным в диалоге со слушателем. Например, в разыгрываемых в эфире телешоу прослеживается концептуальная линия рекреативных массмедийных проектов «подсматривание в замочную скважину». И на таком принципе строятся многие теле- и радиопередачи.
Во многом благодаря огромному влиянию СМИ все больше людей замечают ненормальность современной жизни, когда традиционные нормы этики и морали представляются немодными, скучными, глупыми.
Подвержены стереотипизации на телевидении новостные и развлекательные программы, рекламная продукция, кинофильмы и т.д.
Стереотипы в современных СМИ
Самая распространенная форма культурных стереотипов – гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы основаны на принятых в обществе представлениях о мужском и женском началах и их иерархии. Такие стереотипы определяют статусные характеристики женщин и мужчин.
Особенно четко стремление к гендерной маркировке аудитории проявляется на телевидении. Например, производители ориентируют продукцию не просто на женщин, а, например, на домохозяек. На них же ориентированы и кулинарные шоу, любовные сериалы, передачи о моде и красоте и т.д.
Значительное место в стереотипизации современных социокультурных практик занимают этнокультурные стереотипы.
Этнокультурные стереотипы – это форма культурных стереотипов, которые характеризуют этническую группу и предполагают наличие определенных качеств у ее представителей.
С этим видом стереотипов связаны национальные стереотипы. Наиболее ярко примеры таких стереотипов в СМИ проявились во время «чеченского кризиса», который показал, насколько большую роль играет создание стереотипов в СМИ.
В конце 20 века интерес СМИ к целенаправленному созданию этнокультурных стереотипов в сознании массовой аудитории резко усилился в связи с актуализацией этнического компонента в общественной жизни многих стран, в том числе и в России. Огромной популярностью на отечественном телевидении пользуются программы о культуре, традициях, менталитете и истории других народов (например, «Вокруг света», «Непутевые заметки», «Их нравы» и т.д.).