Настоящий репортаж – это авторский прием, используемый для передачи действий, совершающихся на глазах у корреспондента, с целью создания эффекта авторского присутствия.
Особенности «настоящего репортажа»
Репортаж отличается от новостей тем, что он пишется в свободной форме. Репортер может описывать события хронологически (например, распространенным является видеорепортаж «День с…»), или структурировать репортаж как описание мест, где он побывал, или проблем, которые он увидел.
Репортаж – жанр, сближающий журналистику с литературой.
Репортаж позволяет читателю получить наглядное представление о событии. Автором репортажа может быть не только тот, кто наблюдал или наблюдает событие, но и тот, кто принимает в нем участие. Отсюда возможность авторской оценки происходящего и личное отношение к изображаемым событиям. То есть использование многообразных средств позволяют создать эффект присутствия.
Целью репортажа является передача атмосферы события. Поэтому специфика языка репортажа заключается в преобладании глаголов настоящего времени для придания динамичности. Также для языка репортажа присущ синтаксический простой строй предложений, преобладание односоставных предложений. Часто используется парцелляция, прямая речь, градация, вопросительные и восклицательные предложения.
Как правило, репортаж создается в публицистическом стиле с активным использованием элементов разговорной речи. Основными признаками жанра являются:
- Наглядность (упоминание запахов, звуков, красок);
- Динамичность;
- Репортажное авторское Я;
- Информативность.
В создании репортажа существует несколько приемов, одним из которых является «настоящий репортаж».
Настоящий репортаж – это прием, с помощью которого создается эффект авторского присутствия, эффект достоверности, когда читатель словно присутствует на месте событий. В этом приеме автор использует глаголы настоящего времени, что позволяет сделать временную форму материала специфически репортажной.
Особенности «настоящего репортажа»:
- Корреспондент фиксирует живые детали и тем самым создает иллюзию присутствия;
- Эффект достоверности;
- Репортер подчеркивает признак, а не действие;
- В материале формируется авторское Я, так как вести рассказ о прошлом событии в настоящем времени может лишь его наблюдатель.
Особенности языка репортажа
Репортаж в Большой Советской Энциклопедии называется информационным жанром журналистики, характерными чертами которого являются оперативность, наглядность, подробность представления события.
В печати репортаж может быть как событийным, так и тематическим, который описывает события, объединенные одной темой, но происходящие в разное время. Как правило, репортаж иллюстрируется фотографиями с места событий.
Для репортажа, передаваемого по радио, характерна хронологическая последовательность событий, стремление к образному воспроизведению картины происходящего.
На телевидении репортаж часто перерастает в комментирование демонстрируемого на экране события.
В «желтой» прессе репортаж сообщает о сенсационном, скандальном происшествии.
Отличие репортажа от других жанров заключается в том, что он не просто сообщает о событиях, фактах, а показывает их восприятие автором, воссоздает картину происходящего.
В репортаже среди средств изображения чаще всего используются изобразительно-выразительные средства. Метод наглядного изображения, согласно А. А. Тертычному, сближает репортаж с художественно-публицистическими жанрами и наделяет его эстетической ценностью. Л. Е. Кройчик называет репортаж «оперативно-исследовательским текстом», в котором на первом плане оказывается истолкование информации, а анализ не является основной задачей автора и воспринимается как естественно возникающий итог представления события.
Репортаж – это сложная комбинация описательных, повествовательных и аргументирующих эпизодов. Они проявляются в чередовании времен, прямой и косвенной речи, модальности и т.д. В репортаже применяются самые разные стилистические средств, например, метафора, перифраз, метонимия, фразеологизмы, повторы, пословицы, элементы игры слов и т.д.
Для репортажа важна актуальная информация о событии.
Репортаж – это монологичное произведение, и в этом заключается его отличие от интервью. От очерка репортаж отличается тем, что повествование ведется от третьего лица. В отличие от эссе, в репортаже обязательно присутствуют ссылки на источник информации.
Информация в репортаже дается более подробно и развернуто, чем в заметке.
Жанр произведения в журналистике может видоизменяться в зависимости от типа издания. Различие при этом может быть как по содержанию, так и по форме. Например, существенное отличие газетных и журнальных репортажей заключается в том, что газета издается ежедневно и информирует о текущих событиях дня, а журнал, как правило, выходит раз в неделю либо в месяц и дает обобщенный взгляд на актуальные вопросы и проблемы, и это отражается в присутствии оценки и анализа происходящего.
В газетной статье журналист вводит элементы злободневности явлений и фактов. Для журнальной статьи характерна другая структура – последовательное изложение проблемы, что позволяет автору включать в свой рассказ предположения и выводы.
Таким образом, специфика репортажа проявляется в его стиле – энергичном, эмоциональном. Для репортажа характерно использование приемов и средств образного отображения действительности. В некоторых случаях, если в этом есть необходимость, используются и некоторые сатирические средства. Эффект присутствия, характерный для репортажа, включает в себя эффект сопереживания. Это означает, что репортаж достигнет своей цели только тогда, когда читатель вместе с репортером будет испытывать эмоции – радоваться, негодовать, восхищаться. Именно поэтому репортаж часто называют «художественным документом».