Ток-шоу – это телепередача в виде свободного обмена мнениями на определенную тему, в ходе которой специалисты отвечают на вопросы ведущего, присутствующих гостей и телезрителей.
Специфика ток-шоу
Телевидение считается наиболее эффективным средством массовой информации. Зритель тянется к телевизионному зрелищу под воздействием психологических факторов. Человек не ищет в телезрелище вечных истин, глубоких художественных впечатлений, повода для задействования аналитических способностей. Он ищет развлечений, способ провести время. Успех любой телевизионной передачи зависит от ведущего. Именно его выбор определит, будет ли передача пользоваться популярностью, или нет. К ведущим ток-шоу это относится в особой мере, так как от их умения через беседу с гостями, экспертами, зрителями раскрыть тему передачи зависит весь ход ток-шоу. Ведущий является центральной фигурой ток-шоу, поэтому к нему предъявляется целый комплекс требований:
- Языковых;
- Этических;
- Внешних;
- Поведенческих.
Для каждой передачи нужен свой тип ведущего, а каждый ведущий должен создавать на экране свой позитивный имидж. Каждый журналист имеет свой стиль, подход к собеседнику, собственную концепцию и логику построения телепередачи. И каждый журналист имеет свой имидж.
Для участников ток-шоу привлекательно развитием искусства беседы и демонстрацией их гражданской позиции. Разговорные передачи, по мнению Орсона Уэллса, являются наиболее законным и естественным, чисто телевизионным жанром. Ток-шоу на современном медиарынке является одним из самых рентабельных жанров. Организация ток-шоу не требует больших материальных затрат, поэтому они довольно дешевы и под силу даже самым скромным телекомпаниям. Этим обусловлено то, что в западных и американских телекомпаниях ток-шоу лидируют в борьбе за зрителя. Они дешевы в создании, а развлекательный антураж, отсутствие прямых поучений привлекают зрителя.
Рассматривая жанр ток-шоу, нельзя обойти стороной такой вид жанр, как интервью. Телевизионное интервью привнесло в жанр зрелищность, которая объясняет особую достоверность и его широкое применение в телевизионных программах. Для ток-шоу интервью является незаменимым элементом построения передачи. Во время передачи очень многое зависит от характера поведения журналиста. Ведущий всегда должен быть хозяином положения и направлять ход беседы, не пуская ее на самотек. Но при этом он должен это делать незаметно, максимально тактично. Журналист всегда должен помнить о том, что в кадре должен господствовать не он, а его собеседник, так как интерес для зрителей представляет информация, исходящая именно от интервьюируемого. Журналист же выполняет служебную, подчиненную роль. Поэтому часто определяет прием «двупланового» показа интервью, ставший уже стандартным – журналист, который задает вопрос, показывается дальним планом (или средним) через профиль собеседника, а интервьюируемый – всегда крупным планом. Интервьюера нередко оставляют за кадром.
Интервьюера в определенном смысле можно назвать представителем телезрителей. Он всегда должен, не опускаясь до уровня неподготовленной аудитории, становится на точку зрения зрителей, знакомых с предметом разговора, чтобы установить более тесный контакт с ними.
Вопросы, задаваемые ведущим, можно разделить на:
- Адресные;
- Контактные;
- Программные;
- Экранные.
Контактные вопросы позволяют собеседникам познакомиться друг с другом, то есть наладить контакт. Опытный профессиональный журналист сразу же стремится создать непринужденную атмосферу общения и расположить интервьюируемого.
Адресные вопросы позволяют ведущему выяснить биографические данные собеседника, однако они не должны превратиться в допрос.
Программные вопросы – это разговор по теме передачи. Но при этом журналисту следует избегать дублирования вопросов, в противном случае интервьюируемый выговорится и во время беседы не будет интересно ни ему, ни телезрителям.
Имидж ведущего ток-шоу
Ведущий ток-шоу – не столько журналист, сколько актер, ведь из всего происходящего в студии хаоса ему необходимо создать единое действие, способное заинтересовать зрителей. Ведущий ток-шоу должен обладать такими чертами, как обаяние, харизматичность, разносторонняя образованность, быстрая реакция на события, хорошая память, способность вызвать расположение аудитории. Имидж для личности телеведущего, и для его ток-шоу, играет важнейшую роль.
Имидж – это образ, сложившийся в массовом сознании, представляющий собой определенный стереотип.
Основная задача имиджа – точное отражение человеческой сути для хорошего взаимодействия и аудиторией.
Самым главным элементом, который необходимо создать, является высокий уровень харизматичности. Это осуществляется путем создания максимальной открытости, что привлекает внимание со стороны публики. Привлечь внимание к ведущему также можно при помощи закрытого имиджа. В этом случае зрителя добавляют в образ те черты, которые они замечают и которые выглядят более убедительными. А отсутствие большого количества информации при создании подобного образа делает фигуру значительнее и серьезнее. Однако бывают ситуации, когда у публики формируется неоднозначное мнение при слишком непонятной натуре ведущего.
Для ток-шоу очень важно, как ведущий себя ведет, какие темы поднимает в программе, как общается с героями, приглашенными на съемку. Хороший шоумен – довольно большая редкость. Ток-шоу получается злободневным и острым только в том случае, когда работа ведущего заранее продумана. Ведущему необходимо наладить контакт как с участниками передачи, так и с аудиторией. Основным источником информации на телевидении является не только звучащая речь, но и жесты, мимика, поведение собеседников. Зрелищность ток-шоу, привлекательная для аудитории, создается именно шоуменом. Имидж ведущего строится и создается в первую очередь для зрителей.