Спецпроекты в средствах массовой информации— это все, что выходит за пределы стандартных форматов редакционной политики.
Понятие специального проекта
Четкого определения термина «спецпроект» не существует. В разных средствах массовой информации это понятие трактуют по-разному. Например, у одних изданий спецпроект – это лонгрид, который выполнен в стандартном оформлении. У других изданий спецпроект – это отдельный сайт на поддомене, где содержатся тесты, сложная верстка, видео. Выбор формата спецпроекта зависит от темы и возможностей редакции. Ряд изданий выпускает специальные проекты при поддержке рекламодателей, однако при этом не рекламируют товар. А другие издания, напротив, запускают продающие лендинги. И все это считается специальными проектами, хоть разница между ними и колоссальная.
Реализация специальных проектов со СМИ – это подготовка, публикация материалов, которые выходят в формате спецпроектов или на правах рекламы на страницах печатных или электронных изданий.
Данные статьи, в отличие от журналистских работ, создаются в интересах клиентов. Они оформляются таким образом, чтобы максимально привлечь внимание аудитории. При этом эти материалы не должны быть непосредственной рекламой товаров, услуг либо компании. Публикации в спецпроектах должны быть полезны и интересны читателям, но при этом должны соответствовать общей концепции и стилистике самого СМИ. Деятельность по реализации специального проекта происходит в несколько этапов:
- Разрабатывается идея спецпроекта;
- Осуществляется поиск и подготовка материалов;
- Проводится менеджмент спецпроектов.
Менеджер специальных проектов выполняет следующие обязанности:
- исследует тенденций рынка в сфере рекламных специальных проектов;
- разрабатывает оффлайновые спецпроекты для рекламодателей от идеи до реализации;
- совместно с менеджерами участвует в проведении встреч, презентаций;
- создает тексты для специальных проектов и привлекает авторов по различным тематикам;
- контролирует сроки реализации спецпроектов;
- координирует работу дизайнера.
На сегодняшний день одним из наиболее популярных форматов в современных интернет-СМИ становится мультимедийный лонгрид. К десятилетию трагедии в Беслане «Аиф» и интернет-газета «Газета.Ru» запустили спецпроекты «Ад Беслана. Взгляд изнутри» и «Беслан. 10 лет». журналисты редакций этих газет обратились к форме воспоминаний заложников и участников операции по их освобождению, так как эта форма максимально передает эмоциональное состояние героев. Спецпроект в интернет-газетах создает единую информационную платформу по какой-то одной определенной проблеме или теме.
Специальный проект газеты "Вечерняя Москва"
Газетой «Вечерняя Москва» был подготовлен уникальный исторический проект – репринтные номера газет «Красноармейская правда» и «Вечерняя Москва» периода Великой Отечественной войны. Проект был подготовлен как посвящение 70-летию разгрома фашистских войск под Москвой. В папки, оформленные особым образом, вошли тринадцать номеров, из которых четыре номера газеты «Красноармейская правда», девять – «Вечерняя Москва». Все собранные газетой выпуски являются точными копиями выпусков 1941-1945 годов. Единственная разница между оригинальными и репринтными номера – указание типографии, где отпечатаны номера. В остальном сохранено все – макет, содержание, шрифт, качество печати, даже бумага. В специальный проект вошли выпуски со следующими материалами:
- Выступление И. В. Сталина по радио от 3 июля 1941 года;
- Материал, опубликованный в номере от 27 января 1942 года, в котором говорится об освобождении Московской области от фашистов;
- Постановление Государственного Комитета Обороны от 20 октября 1941 года об организации обороны Москвы и т.д.
Специальный проект «Вечерней Москвы» - это самый настоящий учебник отечественной истории, написанный непосредственными участниками событий тех лет. например, редакционный коллектив газеты «Красноармейская правда», принимая участие в военных действиях и подвергаясь атакам, выпуски газет не прекращал. После массированного налета фашистской авиации на Минск 25 июня 1941 года редакция газеты перешла в спецпоезд. Несколько дней спустя он попал под бомбежку. Однако даже лишившись полиграфической базы «Красноармейская правда» не перестала выпускаться. Газета печаталась в Могилеве, Смоленске, на станции Касня по Вязьмой. 29 июля редакция газеты получила новый поезд.
Чтобы собрать эту папку с репринтными версиями газет, редакция «Вечерней Москвы» проделала колоссальную работу. На протяжении нескольких месяцев велся поиск по отечественным и зарубежным библиотекам, частным коллекциям, фотоархивам, российским и иностранным музеям. И некоторые номера удалось восстановить только по фотокопиям, которые случайным образом сохранились в частных собраниях в единичном экземпляре.
«Деловая карта Москвы» - спецпроект газеты «Бизнес»
Еще одним примером специального проекта является «Деловая карта Москвы», который представила деловая газета «Бизнес». По заказу газеты компанией GfK было проведено масштабное изучение факторов, как препятствующих, так способствующих развитию малого и среднего бизнеса в столице. Полученные результаты оказались интересными, а порой даже неожиданными, что газета решила опубликовать ряд статей, в которых описывается реальная, а неофициально-статистическая картина условий существования московских предпринимателей.
Еженедельно в газете публиковались статьи, где рассказывалось о деловом климате в каждом из Московских округов. Особое внимание уделялось взаимоотношениям бизнеса с местной властью.
Полученные от предпринимателей ответы вызвали массу вопросов к префектурам округов. Каждая статья сопровождалась интервью с официальными представителями местной власти.
Итогом данного проекта стала публикация подробного отчета о деловом климате столицы с рейтингом округов по уровню благоприятствования бизнесу.