Социальная проблематика – это спектр проблем общества, которые относятся к сфере его выживания и самосохранения
Социальная журналистика
Как особое направление социальная журналистика стала формироваться с 1980-х годов. Сотрудники в редакциях различных изданий и до этого освещали темы, касающиеся социального обеспечения, здравоохранения, образования, экологии, однако всерьез интерес к определению специфики социальной журналистики появился только после осмысления роли СМИ в формировании гражданского общества.
Большая часть исследователей, занимающихся этой темой, отмечают, что понятие социальной журналистики нельзя сводить только к социальной теме.
Материал формально может быть обращен к социальной проблематике, однако при этом, по сути не раскрывать значения этого события для сообщества. В таком случае аудитория рассматривается лишь как объект воздействия и информирования, причем воздействие оказывается явно манипулятивным. В первую очередь, в таких публикациях не раскрывается истинное значение событий для тех, кто заинтересован в этой информации. позитивные факты преподносятся вне социального контекста и анализа перспектив по разным направлениям. Такие публикации создают иллюзию освещения социальных проблем.
СМИ в современном обществе играют значительную роль в формировании представлений людей о социальных процессах и явлениях, включая социальные проблемы, и эта роль продолжает возрастать. Как правило, контакт членов общества с социальными проблемами часто опосредован массовой коммуникацией. Люди получают информацию о реформах, преступлениях и т. д. в основном из теленовостей, газет, радио и сети Интернет.
Проблема здравоохранения является одной из самых актуальных социальных проблем. Разные по формату печатные издания к освещению социальных проблем подходят с различных позиций. Это в первую очередь характеризуется социальной направленностью того или иного издания.
В СМИ часто поднимаются такие проблемы, как:
- Проблема получения льготных лекарств;
- Проблема наркомании, алкоголизма;
- СПИД, ВИЧ;
- Коронавирус;
- Нехватка средств на проведение дорогостоящих операций и т.д.
Читатели ждут от СМИ в первую очередь понимания главных проблем социальной сферы. Например, в сфере здравоохранения от освещения проблем в СМИ ждут поднятия престижа профессии врача, пропаганды здорового образа жизни, сотрудничества, справедливого и конструктивного освещения вопросов ради блага пациентов. Также следует помнить о высоком уровне доверия со стороны населения к средствам массовой информации, что, следовательно, обусловливает и высокую степень ответственности СМИ за продвижение здорово образа жизни.
СМИ в современном обществе являются основным источником информации и играют важнейшую роль в формировании общественного мнения. В связи с этим СМИ оказывают большое влияние и на формирование молодежной культуры. Они способны создать в обществе отрицательную установку на употребление наркотиков. И именно поэтому средства массовой информации получили главную роль в борьбе с наркоманией. Средства массовой информации должны проводить активную пропаганду среди молодежи, призывать к здоровому образу жизни.
Кроме того, СМИ являются одним из инструментов в профилактике ВИЧ.
Социальная проблематика как индикатор социальности журналистики
Сегмент социальной тематики в средствах массовой информации может серьезно воздействовать на отношение общества к социальным проблемам. Важно, каким образом формируется это отношение и насколько трактовка соответствует реальности.
Социальная сфера является одним из объектов отражения в журналистике. Она имеет сложную структуру, которая, если ее разложить в тематическом спектре, обнаруживает безграничное множество явлений, фактов, проблем, связанных с другими сферами жизни. Например:
- проблема безработицы связана с экономической и политической сферой;
- отношение к старости связано с экономическим положением пожилых людей;
- проблема малодетности связана с общеевропейскими демографическими тенденциями.
Поэтому исключительно тематический подход к отражению социальной сферы в СМИ является формальным и весьма условным.
Предметное содержание социальной проблематики не исчерпывается социальными темами, но в этой сфере содержатся профессиональные «ключи», определяющие социальность произведения журналиста. Социальная сфера, в отличие от других сфер, определяет все, ради чего существуют нравственные, духовные, материальные ценности, идеи. То есть именно в социальной сфере сосредоточены механизмы и условия самосохранения общества.
Как проблемный объект отражения социальная тематика формирует и актуализирует профессиональные подходы и практики. Она заставляет рассматривать журналистике публикации с точки зрения их цели, сопоставляя с социальными функциями СМИ и в единстве с функциональной направленностью социальной среды.
Любой социальной информации присуща субъективно-объективная значимость. Одной из важнейших составляющих данного понятия является востребованность социальной информации обществом. Социальная информация должна отвечать следующим требованиям:
- Быть доступной. Это означает, что она должна циркулировать по каналам, к которым субъект имеет доступ;
- Привлекать внимание, то есть она должна быть выделена адресатом из потока доступной информации;
- Быть однозначно истолкована субъектом;
- Должна побуждать адресата к социальному действию, то есть информация должна содержать в себе побудительный мотив (в явной или неявной форме).
Журналистика, рассматривая проблемы социальной сферы, изучает противоречия между представлением о социальной реальности и действительностью, в тех условиях, в которых проходит человеческая жизнь. Журналистика стремится объяснить это противоречие. Грамотное освещение социальной проблематики в газетах и других СМИ может способствовать объединению общества для совместного решения проблем.