Социальное прогнозирование — это область социологических исследований, изучающих перспективы социальных процессов и явлений, а также часть междисциплинарного комплекса исследований будущего.
Практическое значение социального прогнозирования в СМИ
Прогностическая функция является неотъемлемой частью журналистики в целом и любого журналистского воспроизведения в частности. Без реализации этой функции невозможно ни достижение глубины журналистского произведения, ни успех самого журналиста как профессионала. В любом журналистском произведении практически всегда содержится прогноз, так как автор придерживается определенной системы ценностей и обосновывает определенные идеалы. В любом идеале содержится образ желаемого будущего, и этим в журналистское произведение закладывается прогностический подход к оценке реальности.
Социальное прогнозирование является особым и надежным инструментом изучения современной жизни общества. В журналистике социальное прогнозирование является инструментом познания. Журналист, способный спрогнозировать развитие явлений и процессов, может указать на опасности, которые таятся в них. Творческий характер журналистики неразрывно связан с динамикой жизни. журналистика органично взаимодействует с прогнозированием во всех сферах жизни общества – политической, экономической, социальной, культурной.
Прогноз будет учитываться аудиторией только тогда, когда будет вызывать к себе ее доверие. Главным условием доверия аудитории к прогнозу является его достоверность.
Достоверность – это соответствие утверждений содержанию предмета, к которому они относятся.
Прогноз вызывает доверие аудитории тогда, когда понятна аргументация, приведенная автором прогностического текста. автору следует показать путь развития прогноза как можно яснее и понятнее, привести максимально весомые доводы.
Журналист в своей работе постоянно использует социологические данные. Особую роль для журналиста играет информация о взаимодействии журналистской и политической сферы с социальной. Благодаря этому он имеет возможность опосредованно познавать сферу социальных отношений. Выводы, сформировавшиеся после такого познания, затем будут использованы журналистом в качестве аргументации. Но при этом существует вероятность навязывания журналистом информации сомнительного происхождения. Поэтому используемые журналистом в качестве доказательной базы социологические данные будут иметь ценности в том случае, если соблюдаются следующие условия:
- Данные получены из надежного источника;
- Использование данных корректно, соответствует контексту;
- Журналист использует полную цитату. Умалчивание допускается только в отношении малозначимой информации.
Исполнение социологических данных, подкрепляющих доказательную базу журналистских текстов, может осуществляться на разных уровнях. Простейшим вариантом является использование данных, которые часть аудитории не заметит. Более сложным уровнем, применяемым журналистом, является указание источника сведений, что подтверждает приводимые данные. Особое внимание следует уделить журналистскому материалу, который полностью основывается на социологическом эксперименте, спланированном и проведенном представителями СМИ.
Методы социального прогнозирования
Социальное прогнозирование является исследованием с широким охватом объектов анализа и опирается на множество методов. Методы социального прогнозирования структурируются по следующим признакам:
- По степени формализации;
- По способу получения информации;
- По принципу действия.
В методах прогнозирования степень формализации может быть различной – это зависит от объекта. Способы получения информации многозначны. В социальном прогнозировании чаще всего используются методы моделирования, экстраполяции, экспертизы.
Экстраполяция – это распространение выводов, которые касаются одной части явления, на другую часть, на все явление, на будущее.
Этот метод основывается на предположении, что закономерности, выявленные ранее, будут действовать и в прогнозном периоде. Например, по наблюдениям за отдельными представителями какой-либо социальной группы можно сделать вывод об уровне развития всей группы. Метод экстраполяции многообразен и насчитывает как минимум пять различных вариантов. Одним из важнейших методов социального прогнозирования является статистическая экстраполяция.
Моделирование – это исследование объектов на их вещественных или мысленных аналогах.
Аналогом может быть макет объекта, схема, чертеж и т.д. Чаще всего в социальном прогнозировании используются мысленные модели. Главной особенностью мысленной модели является то, что она может подвергаться любым испытаниям, меняющим параметры модели и среды, в которой она существует. И в этом заключается главное достоинство модели. Она может выступать в роли образца, идеального типа, приближение к которому желательно для создателей проекта.
Самым популярным методом прогнозирования является экспертная оценка. Экспертиза – это исследование сложно формализуемой задачи, осуществляющееся путем формирования мнения специалиста, который способен восполнить несистемность или недостаток информации по изучаемому вопросу своими знаниями, опытом, интуицией.
В ряде сфер социальной жизни использование иных методов прогнозирования, кроме экспертных, невозможно. Это касается, в первую очередь таких сфер, где нет необходимой и достаточной информации о прошлом.
При экспертной оценке учитывается ряд обязательных положений и методических требований, в первую очередь – оценка исходной ситуации. Затем проводится анализ деятельности служб и организаций для выявления тенденций в их развитии, рейтинга в общественном мнении.
Экспертная оценка проводится специальными центрами экспертизы, лабораториями, экспертными группами, научными информационно-аналитическими центрами, отдельными экспертами.
Авторы прогнозов в журналистских выступлениях чаще всего обращаются к перечисленным методам их обоснования.