Понятие PR («паблик рилейшнз»)
Стоит отметить, что на настоящий момент насчитывается уже более 500 определений понятия «паблик рилейшнз» (пиар, PR), которые хоть в чем-то, но отличаются друг от друга. Стоит привести здесь некоторые из них.
Итак, согласно первому определению, пиар представляет собой хорошо продуманные, спланированные усилия для установления и поддержания взаимопонимания между организацией и общественностью. Причем усилия эти должны быть постоянными.
Следующее определение: PR - это функция менеджмента по оцениванию отношения общественности к чему-либо, действия индивида или какой-либо организации в соответствии с интересами общественности. Чаще всего пиар-деятельность имеет четкую программу действий и следует ей.
Еще одной определение гласит, что под пиаром должна пониматься наука и искусство достижения гармонии при помощи взаимопонимания, что базируется на полной информированности и правде.
Функции пиара
Итак, пиар выполняет следующие функции:
- установление и поддержание контактов с прессой;
- размещение информации познавательного, событийного и пр. характера в средствах массовой информации для привлечения внимания;
- формирование паблисити (создание в сознании общественности узнаваемости продукта или бренда). Этот пункт также можно назвать популяризацией;
- развитие корпоративных связей. Формирование коммуникативной стратегии компании для дальнейшего расширения благоприятных отношений с партнерами и др.;
- формирование взаимоотношений с обществом на местном, региональном и национальном уровнях (для этого используются различные общественные мероприятия);
- лоббирование чего-либо. Эта функция предполагает самые разные формы взаимовыгодного сотрудничества с властью для активного влияния на принятие законов, что влияют на работу компании;
- пресс-релейшнз. Под этим термином понимается установление и поддержание связи со СМИ для обеспечения освещения редакциями работы фирмы, представление ее услуг и товаров;
- позишинг (позиционирование). Придание услугам и товарам на рынке конкретной искомой позиции.
Внешняя и внутренняя функции пиара
Существуют как внешняя, так и внутренняя функции пиара. Первая из них направлена на создание и поддержание имиджа организации в обществе, на информирование о работе компании и ее продуктах.
Данная функция может быть направлена на общественность, что относится к деятельности компании строго отрицательно, из-за, например, предоставления услуг низкого качества, выпуска низкокачественных продуктов и пр. Чаще всего в средствах массовой информации плохие новости крайне быстро распространяются, и их необходимо нейтрализовать в кратчайшие сроки.
Возможные темы, на раскрытие содержания которых может быть направлена пиар-деятельность:
- маркетинг. Это новые продукты, кадровые изменения, успешные сделки, особые события, изменение сбытовой политики, изменения в области сервиса и пр.;
- новости общего характера. Это заседания совета директоров, деятельность в период национальных праздников, дни открытых дверей и т.д.;
- освещение текущих событий. Это статистические данные, уплата налогов, анализ экономических условий и пр.;
- и т.д.
Внутренняя функция пиар необходима для создания и поддержания корпоративной социальной ответственности в компании, корпоративного «духа». Благодаря деятельности пиар-специалистов, повышается репутация компании среди ее же сотрудников, формируется благоприятный климат внутри организации, создаются стабильные рабочие и даже дружеские межличностные отношения и пр. Так культура организации формируется благодаря совместным времяпрепровождениям: выездам за город, занятиям спортом и пр.