Правовое воспитание — это деятельность по трансляции правовой культуры, а также опыта и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Роль средств массовой информации в правовом воспитании населения
В современных условиях социальная информация становится мощным фактором воспитания населения, в том числе и правового. С помощью средств массовой информации осуществляется реализация следующих функций психологического и юридико-педагогического характера:
- Формирование знание о правах и обязанностях гражданина;
- Развитие стремления соблюдать нормы поведения, принятые в обществе;
- Формирование общественного мнения о правоохранительных органах в целом, их достижениях и неудачах в борьбе с преступностью и правонарушениями, воплощении в жизнь режима правопорядка, законности и т.д.
Средства массовой информации играют важную роль в поддержании законности и правопорядка в обществе. Они ратуют за создание цивилизованного, правового, демократического общества. Такая роль средств массовой информации обусловлена следующими факторами:
- СМИ оказывают большое влияние на формирование мировоззрения людей;
- СМИ выступают не только в качестве оперативного органа информирования, но и охватывают многомиллионную аудиторию;
- СМИ оказывают убеждающее влияние на решение политических, социально-экономических, национальных и других проблем;
- СМИ формируют общественное мнение о деятельности правоприменительных и правоохранительных органов, о криминогенной обстановке в стране и т.д.
СМИ оказывают воспитательное воздействие на все сферы личности – эмоциональную, рациональную, волевую.
Они формируют не только систему правовых знаний, но и систему правовых убеждений, ориентаций, чувств. Печатное слово при этом в большей степени влияет на рационально-логическую сферу сознания. Радиоинформация ориентирована на образно-смысловое восприятие сообщении, а телевизионный образ обладает ярко выраженным эмоционально-психологическим воздействием.
Как показывают исследования, максимально значимое информационно-правовое воздействие на людей в настоящее время оказывают телевидение и Интернет.
Соблюдение следующих принципов увеличивает воспитательные возможности СМИ:
- Объективность. Следует предоставлять информацию о фактах, а не субъективное мнение журналиста;
- Всесторонность. Освещение всех аспектов события, а не только мнения отдельно опрошенного гражданина или только негативную сторону;
- Конкретность. Все факты реальной действительности должны быть рассмотрены в единстве с факторами и условиями, влияющими на них;
- Оперативность. Это условие исключает появление у населения домыслов и слухов.
Средства массовой информации, таким образом, являются особым родом социальной деятельности, основное предназначение которого – распространение экономической, политической, правовой и другой информации для формирования у граждан представлений, взглядов, эмоционального состояния, влияющих на людей. Важнейшими условиями законности в стране является приоритетная ориентация эту цель и взвешенная подача информации для ее достижения.
Роль СМИ в правовом воспитании общества состоит в формировании нравственно-правовых убеждений, правосознания, системы правоотношений, привычек, потребностей неукоснительного соблюдения законов. СМИ ежедневно непосредственно вносят существенный вклад в образование, обучение и развитие людей, которые позволяют им глубже усвоить систему правовых навыков, умений, знаний, ориентироваться в самых разных жизненных ситуациях, оценивать их и принимать основанные на требованиях правовых норм и законов решения.
Правовое воспитание населения осуществляется такими телевизионными передачами, как «Петровка-38», «Человек и закон», «Дежурная часть», «Криминал», «Дорожный патруль». Эти передачи можно смотреть в режиме постоянного свободного доступа.
К печатным изданиям, которые объективно освещают деятельность правоохранительных органов и влияют на формирование адекватного общественного мнения, относятся: «Полиция России», «Преступление и наказание», «Российская юстиция», «Человек и закон», «Адвокатская практика».
Часто инициатива в освещении различных вопросов, касающихся жизнедеятельности правоприменительных и правоохранительных органов, недостаточно появляется компетентными представителями СМИ. На страницах периодических изданий, в теле- и радиопередачах, которые посвящены проблеме противодействия преступности, часто имеют место необъективность вещания, тенденциозность, нагнетание негативных настроений, недоброжелательность и т.д.
Асоциальный продукт СМИ
Нормативная функция СМИ, как известно, проявляется в формировании социальных, материальных и духовных потребностей у отдельных индивидов и групп людей. Раньше этот процесс как правило определялся реальными условиями жизни и соответствовал возможностям их реализации, имеющимся у людей. Сейчас телевидение, кино и Интернет предлагают обществу самые разные стандарты и нормы жизни, судить о которых можно и по многочисленной рекламе. Но это ведет не только к позитивным последствиям, но и к негативным. Асоциальная продукция СМИ оказывает сильное влияние на молодое поколение, и это влияние усиливается отсутствием конкуренции со стороны воспитательных госструктур. Неоднократно пресса сообщала о фактах, когда увлечение контентом агрессивного характера толкало молодежь на совершение преступлений.
Информация о криминальной обстановке в обществе, которая подается современными отечественными масс-медиа, зачастую не способствует формированию должного правового поведения граждан, но скорее даже деформирует его. Способствует этому и чрезмерное обращение СМИ к криминальной хронике, и героизация преступности на фоне критики правоохранительных органов, и отсутствие положительной информации об их деятельности, и отсутствие примеров законопослушного поведения граждан. Такое положение дел в определенной степени связано со сложной криминальной обстановкой. В то же время оно демонстрирует устремленность многих представителей СМИ, издателей играть на притягательной для массовой аудитории криминальной информации с целью увеличения популярности и повышения тиражей.