Культура – это совокупность производственных, общественных и духовных достижений человечества.
Ценности журналистики в разные исторические периоды
Как отдельная профессия журналистка образовалась в западной культуре в 18 веке, во времена французской революции и наполеоновских войн. Это было время, когда общество постепенно выходило из границ сформировавшегося в феодальной культуре религиозного мышления. В новом мышлении преобладали такие идеи и ценности, как свобода, равенство, братство, демократия, освобождение народов. Ценность просвещения ставилась превыше всего. В 18-19 веках в культуре преобладающими были ценность знания, вера в общественный и технический прогресс. В эту эпоху доминировало научное познание и вера в человека. И только зародившаяся профессия журналиста в большой мере прониклась этим мышлением и чувством призвания распространять новые знания, новые идеи. Журналисты должны были идти в первых рядах прогресса.
В первой половине 20 века культура начала постепенно отходить от аксиологии эпохи просвещения и убежденности в ценности познания. Понятие прогресса было заменено понятиями влияния и немедленной прибыли. Свое выражение это нашло в мировых войнах, которые велись в имперских целях, во имя экономического господства над другими странами и народами. Продолжение этого способа мышления стала деятельность ради выгоды и современный неолиберализм.
В конце 19-начале 20 века этот способ мышления нашел интеллектуальную обоснованность в работах Ф. Ницше и В. Дильтея, новом мышлении М. Хайдеггера.
В. Дильтей свел культурную реальность к жизни, нашел обоснование духовных ценностей в биологической структуре бытия человека – в инстинктах, эмоциях, переживаниях, влечениях. А Ф.Ницше от категорий ценности отказывается в пользу категорий полезности. В результате таких изменений мышления в западной культуре современность нельзя назвать эпохой идей и ценностей, это эпоха потребления и прибыли ради самого потребления, сибаритства, выгоды. Это время мышления тем, что приносит жизнь. В своей основной массе современная журналистка является только лишь функцией эпохи, она является такой же, как и культура в целом. Иное отношение, если и случается, то является скорее исключением.
Мышление отказалось от вопроса сущности. Более важными теперь стали такие вопросы:
- Как это делается?
- Кому это служит?
- Как это можно использовать?
Особенно такое положение вещей оказалось выгодным для групп влияния, в частности, экономического и политического. И СМИ являются одним из важнейших инструментов реализации этих интересов, особенно в области формирования общественного мнения.
Таким образом, СМИ, основанные на мышлении согласно идеям и ценностям и призванные исполнять информационную, воспитательную, образовательную функции, оказались средством реализации экономических и политических интересов.
Информация, служащая практическим целям, оценивается в первую очередь в категориях утилитарной и экономической ценности.
А интеллектуальные и познавательные цели сообщений средств массовой информации отходят на второй план. Информационная составляющая сообщения подчиняется требованиям интересов власти, что приводит к дезинформации и формированию, тем самым, «невежественного общества». Происходит это параллельно с пропагандой культурного содержания и форм, которые являются по сути банальными и прямо ссылаются на влечения и инстинкты.
Проблемы массовой культуры
Массовая культура, создаваемая и распространяемая средствами массовой информации в противовес высокой культуре, является культурой коммерции, китча, морального и экзистенционального нигилизма, культура потребления и интеллектуального вакуума. Человек в такой культуре является ценностью не потому, что он собой представляет в нравственном или интеллектуальном плане, а потом, какой он есть – как одевается, как выглядит, что есть, где, с кем и как часто проводит время и какими средствами располагает.
Современные средства массовой информации формируют общество, полностью погруженное в банальность повседневной жизни, для которого смех является единственной формой реакции на сложности и проблемы современного мира. И в таком обществе об остроте ума свидетельствуют пошлые шутки представителей современности. Для того, чтобы таким образом воспитать общество, были созданы соответствующие образцы поведения и организационные структуры:
- Место государственных деятелей в публичной деятельности заняли политики, единственная цель которых – получение и удержание власти. Политическая деятельность в таком случае сводится к борьбе за власть;
- Место ученых заняли эксперты и предсказатели;
- Место философов – экзорцисты, маги;
- Место художественных, научных, моральных авторитетов заняли знаменитости.
В рамках такой культуры поведение человека становится автоматическим, люди живут в своем мирке.
Влияние СМИ на формирование сознания молодежи
Механизм воздействия СМИ на формирование поведения и сознания молодежи является сложным феноменом, которой с одной стороны сохраняет общие закономерности влияния на психику и сознание личности, а с другой – общество не воспринимает нравственную направленность и нравственно-гуманистическую составляющую информации. Среди молодежи сохраняет актуальность такая проблема, как употребление наркотиков. В современных СМИ освещение этой проблемы приносит скорее больше вреда, чем пользы (исключение оставляют официальные государственные издания и канал). Суть профилактической деятельности СМИ состоит в том, чтобы оказывать на подростков из группы риска предупреждающее воздействие, и сделать это до того, как сработал пусковой механизм наркотизации. СМИ должны нейтрализовать факторы риска.
На сегодняшний день в отечественных СМИ наблюдается американское информационное доминирование. Основными средствами манипулирования являются создание чуждой языковой среды, навязывание западных стереотипов и стандартов мышления и жизни.
Таким образом, СМИ в культуре страны играют важнейшую роль. Они способствуют формированию ценностных ориентиров молодежи, пропагандируют стандарты поведения. Однако влияние СМИ на общество и культуру может быть не только положительным. Вестернизация СМИ, которая наблюдается в современной отечественной журналистике, оказывает негативное воздействие на подрастающее поколение.