Религиозная журналистика — это направление журналистики, в рамках которого осуществляется описание и изучение жизни и деятельности религиозных организаций, а также форм и степени влияниях религиозных конфессий на политические, общественные и культурные процессы.
Особенности религиозных СМИ. Медиатизация конфессиональных СМИ
Любая коммуникация направлена на поиск понимания. Это создание общности с адресатом, отождествление, взаимодействие с ним. Без этой частицы авторской сущности общение превратится в передачу информации «в пространство», в циничную манипуляцию.
Во многом выбор темы определяется следующими факторами:
- Целевой аудиторией. Журналист не может писать «для всех», он пишет для «своей» аудитории;
- Профилем издания. Чем профиль издания уже, тем глубже его влияние на заинтересованных лиц. Универсальным изданиям постоянно приходится формировать аудиторию что называется «из ниоткуда»;
- Задачами публикации. Чем конкретнее стоит цель, тем больше возможностей ее достичь. Творчество религиозного журналиста – это не благоговение перед написанным словом, а непрерывный труд, внимание к критике.
Типы коммуникации, в том числе и религиозной, относятся к следующим категориям:
- Реклама/пропаганда;
- Апологетика;
- Информирование;
- Исследование;
- Проповедь;
- Связи с общественностью.
Первый тип для религиозной коммуникации в целом неприемлем (за исключением, в некоторых случаях, пропаганды).
Задачей журналиста является обеспечение понимания человеком условий выбора.
Самым сложным типом религиозных СМИ является миссионерское издания. Большая часть «миссионерских» СМИ не являются таковыми, так как они интересны в лучшем случае ищущему секуляристу. Привлечение к новой тематике внимания широкой публики очень сложно, и таких СМИ, как правило, единицы. В этом более-менее преуспели харизматические СМИ и телеевангелисты.
Существует две основные стратегии миссионерских изданий: создать качественное церковное издание и качественно писать на разные темы, но с христианской точки зрения.
Ведение миссионерской службы через СМИ требует профессионализма, значительных ресурсов. Сверхзадача таких СМИ – помочь светскому человеку услышать и понять людей церкви, развеять стереотипы и организовать диалог.
СМИ в процессе медиатизации становятся главным субъектом, который оказывает влияние на формирование представлений о религии в публичной сфере.
Основной проблемой «конфессиональной прессы» является ее низкий профессиональный уровень, склонность к консервативности форматов, жанровых структур, сложный для понимания стиль подачи информации, некомпетентность издателей и учредителей.
Религию не всегда можно «уложить» в медийные форматы, а освещение религиозной тематики требует особых подходов.
Влияние религиозных СМИ на общественное мнение
В своей основе все религии миролюбивы и гуманны. Большая часть верующих проповедуют любовь к ближнему, помощь обездоленным и бедным, выступают за толерантность, мир и мирное сосуществование. Официальные религиозные учения проповедуют терпимость, любовь и сострадание, требуют от последователей во всем исходить из позиции взаимного уважения. И ни одна мировая религия не считает нормой экстремизм и терроризм.
Однако в то же время экстремисты и религиозные фанатики, которые встречаются среди адептов всех без исключения конфессий, ищут в Священных Писаниях обоснование ненависти к инаковерующим, оправдание религиозных войн, национализма, сепаратизма, презрения и неуважения к чужой, а порой и к своей жизни. В большинстве случаев это не теоретики, а практики (террористы, шахиды-камикадзе и т.д.), чьи преступные идеи больше всего оказывают влияние на молодых людей, особенно из бедных слоев населения, которые не имеют доступа к образованию.
Ряд средств массовой информации проповедует культ денег, эротику, насилие, навязывает обществу ложные стандарты благосостояния, становясь оружием психологического терроризма, средством разрушения традиционной общественной морали. Некоторые издания в погоне за сенсационным материалом обрушивают на аудиторию волны грязи и крови.
Особую опасность представляет противопоставление религий, навязываемое экстремистскими группировками.
Не задумывающиеся о последствиях некоторые журналисты в поисках сенсации эстетизируют насилие и милитаризацию, проповедуют исламофобию, прибегая к штампам, стереотипам и клише для запугивания образом «врага».
По мнению РПЦ, телевидение разжигает в человеке низкие и греховные начала, тем самым способствует разложению моральных устоев общества.
Задачей современных СМИ является объективный анализ информации, которая не разжигает взаимную враждебность и недоверие.
Зачастую религия становится модой, и люди, не вникая в ее существо, демонстрируют внешние религиозные атрибуты, превращают посещение религиозных мероприятий в зрелища.
В последние несколько десятилетий отечественные СМИ способствовали развитию и упрочению индустрии черной и белой магии, спиритизма, колдовства, уфологии и астрологии. В большинстве изданий регулярно появляется их реклама, которая воздействует на восприимчивую аудиторию.
Культ жестокости воспитывает у населения насилие. Часто свое недальновидное и недобросовестное поведение журналисты объясняют правом на свободу. Однако посягательство на религиозные чувства, разжигание розни и ненависти – это не то, что принято понимать под свободой.
СМИ часто прибегают к непроверенной информации.
Религиозные СМИ, как и все остальные виды СМИ, оказывают сильное влияние на формирование общественного мнения. В сложившейся в современном мире ситуации, когда религия используется различными политическими силами в качестве инструмента влияния на общество, в качестве орудия борьбы, религиозные СМИ должны формировать у аудитории способность критически относиться к информации, воспитывать массовое сознание и общественное мнение в рамках традиционных ценностей.