Рейдерство — это недружественное поглощение предприятия вопреки воле его руководителя или собственника.
Понятие рейдерского захвата
Ни для кого не секрет, что в последнее время в экономике наблюдаются серьезные кризисные явления. Неудивительно, что они подтолкнули активизацию криминогенного потенциала. В обществе стала наблюдаться поляризация качества жизни, исчезновение норм, которые еще недавно считались незыблемыми, формирование новых ценностей и концепций. Все это привело к осложнению криминальной обстановки на территории России.
В рамках реформирования нынешнего социума России важную роль начинают играть вопросы, подразумевающие укрепление системы национальной безопасности. В первую очередь, речь идет об экономическом направлении и его комплексной защищенности от внешних угроз.
Стоит отметить, что в последнее время в экономической сфере наблюдается активная криминализация. Наряду с этим увеличивается количество направлений преступных деяний. Связано это, в первую очередь, с дефицитом адекватных управленческих процессов в сфере правового регулирования и нерациональным использованием имеющихся ресурсов.
Под рейдерским захватом принято понимать попытку, связанную с завладением чужой материальной собственностью.
Чаще всего она реализуется по отношению к бизнеса. Для решения данной задачи используется большое количество инструментов. Чаще всего это грубая физическая сила, шантаж, угрозы, подкуп и прочее.
На сегодняшний день существует много способов рейдерских захватов. Их делят на «черные» и «белые» в зависимости от степени воздействия на объект и серьезности последствий. Традиционно в данном направлении действуют заказчики и исполнители. Первые преследуют цель получения имущества в собственность. Вторые исполняют поручения за определенную плату.
Практика показывает, что если рейдерский захват случился, вернуть собственность назад практически нереально. Сегодня при упоминании рейдерства на ум приходят лихие девяностые, однако и ныне рейдерские захваты имеют широкое распространение, хотя не все из них получают огласку на широкую публику.
Особенности рейдерского захвата в медиабизнесе
Рейдерский захват в медиабизнесе имеет свою специфику:
- Во-первых, действия недоброжелателей нередко оглашаются в прессе, поскольку речь все-таки идет о СМИ. Поэтому о них и об их результатах нередко появляются разные слухи в обществе. Тем не менее, некоторые захватчики стремятся всячески избегать огласки и делают все тихо.
- Во-вторых, компании, работающие на телевидении, вынуждены конкурировать между собой, поэтому заказывают захват часто именно конкуренты, однако они скрываются за исполнителями, чтобы не очернять собственную репутацию в глазах потенциальных слушателей и зрителей.
- В-третьих, действия выполняются не столько с применением физической силы, сколько с разработкой хитрой стратегии и ее осуществления маленькими тактическими шагами. Чаще всего они заключаются в моральном и психологическом давлении на «жертву», которой впоследствии ничего не остается, как смириться с положением вещей.
- В-четвертых, несмотря на то, что захватнические действия в этой области наблюдаются достаточно редко, они все-таки имеют место быть, и о них говорят много и долго, особенно если произошла утечка информации из источника.
- В-пятых, некоторые новости преувеличены, т. к. их создают представители СМИ, т. е. того самого медиабизнеса. В итоге получается, что появляется большое количество продуктов «желтой прессы», так называемых «уток», т. е. неправдивых данных.
- В-шестых, проблема заключается в том, что компаниям и сторонним лицам, осуществляющим рейдерский захват в области медиабизнеса, нужно действовать последовательно и осторожно. В противном случае есть риск привлечения к себе внимания со стороны прессы и «очернения» репутации.
Как можно заметить, рейдерство в медиабизнесе подразумевает большое количество «подводных камней» и нюансов, которые нужно принимать во внимание. Связано это, в первую очередь, со спецификой сферы СМИ.
Как происходит рейдерский захват в медиабизнесе
Как отмечалось ранее, любое рейдерство подразумевает сплоченные действия заказчиков и исполнителей. Действия последних, конечно же, зависят от поставленных задач, суммы гонорара и фактических возможностей. Практика показывает, что в последнее время рейдерство силового типа не встречается или встречается крайне редко, зато часто наблюдается корпоративное вмешательство.
Однако, несмотря на то, что силовой вариант устаревает, некоторые захватчики действуют по подобному принципу. Они захватывают в заложники членов семьи жертв, шантажируют их и применяют угрозы, причиняют физический вред.
Корпоративный вариант несет последствия, которые не менее разрушительны для предприятия. Рейдеры в данном случае намеренно наращивают долги, чтобы потом их скупить, приобретают акционные пакеты, подделывают бумаги, фабрикуют уголовные дела. Также они могут подкупать директора или главбуха, порочить репутацию жертвы в СМИ, оказывать бюрократическое давление.
В медиабизнесе традиционно применяется второй вариант, т. к. в первом случае негативные последствия рейдерства для захватчика могут превысить ожидаемую прибыль.
После того как происходит рейдерский захват, развитие событий может происходить по определенному сценарию:
- Продолжение функционирования компании с новым владельцем.
- Распродажа всей имущественной собственности и закрытие организации.
- Объединение захваченной организации с другими фирмами, принадлежащими новому владельцу. Речь идет о действиях, связанных со слиянием или присоединением.
Несмотря на то, что рейдерский захват считается пережитком прошлого, в медиабизнесе сегодня он встречается достаточно часто. А этой значит, что нужно уметь ему противостоять, чтобы сохранить активы и репутацию.