Репортаж – это рассказ очевидца событий, который написан так, чтобы создать у читателя эффект присутствия на месте этого события.
Отличие репортажа от других журналистских жанров
Главное отличие репортажа от остальных журналистских жанров заключается в том, что в нем автор докладывает читателю с места события о том, что он наблюдал своими глазами. Репортер при этом с помощью профессиональных приемов дает читателю возможность оказаться на месте событий и увидеть их глазами журналиста. Главное отличие репортажа как жанра заключается в присутствии репортера на месте событий. Без выполнения этого условия репортаж состояться не может.
Жанром, близким к репортажу, является очерк, и часто эти два журналистских жанра пугают.
Отличие очерка от репортажа состоит в том, что репортаж всегда посвящен определенным событиям. А в центре внимания очерка находятся люди, участвующие в событиях. В целом же репортажи и очерки пишутся по одним и тем же правилам.
Принципиальное отличие репортажа от других жанров в создаваемом у читателя «эффекте присутствия». Репортаж читают не только для того, чтобы узнать о каком-то событии, а для того, чтобы «пережить» это событие. Читатель словно вслед за репортером переносится на место события и переживает то же, что и участники события. Поэтому репортаж часто относят не к новостным жанрам, а к эмоциональной публицистике.
Репортаж может выступать в конвергенции с другими журналистскими жанрами. Он может дополнить и новостные сообщения, и аналитику, и интервью. Например, многие журналисты начинают текст интервью с описания кабинета своего героя либо с подробностей встречи. Опытный журналист приводит эти подробности для того, чтобы создать у своего читателя «эффект присутствия». При помощи деталей журналист передает читателю свое впечатление. Но для того, чтобы получить такие детали, журналисту необходимо побывать на месте описываемых событий. В противном случае описывать придется с чужих слов, а это не всегда достоверно.
Понятие репортажа
Репортаж – самый древний жанр журналистики. В жанре, близком репортажу, создавал рассказы о своих путешествиях Геродот. Примерно в это же время проявилась важнейшая особенность этого жанра: чтобы заинтересовать читателя, необходимо сообщать о чем-то далеком, о том, что читатель не может увидеть своими глазами, а не о том, с чем он сталкивается ежедневно. Другими словами, репортаж должен «преодолевать дистанцию».
Позже к дистанции географической добавилась социальная дистанция. Современные журналисты рассказывают не только и не столько о жизни в далеких странах, сколько о жизни разных слоев общества в их родной стране и родном городе. С развитием транспорта, средств связи географическая дистанция становится менее значимой, а социальная дистанция, наоборот, возрастает. Немецкий учений М. Халлер выделил четыре основных тезисов, которым должен соответствовать хороший репортаж:
- Журналист-путешественник должен преодолеть дистанцию и сделать далекое и чужое близким для своего читателя через собственные переживания;
- Журналист-свидетель должен преодолеть барьеры и сделать неизвестное и скрытое доступным. Оно становится близким через описание событий, а репортаж выступает в роли мостика к этим событиям, происходящим и без журналиста;
- Журналист во всех типах репортажа дает читателю возможность почувствовать себя участником событий. Поэтому язык репортажа должен быть описательным и рассказывающим, а происходящее должно передаваться конкретно, непосредственно и чувственно;
- Современное общество «непрозрачно», поэтому дистанция и барьеры в нем проявляются в переносном смысле, и журналист преодолевает институциональные барьеры и социальную дистанцию – то, что граждане не могут преодолеть самостоятельно.
Каждая удачная репортажная тема предполагает преодоление или барьеров, или дистанции. Если же тема преодолевает и то, и другое, то она идеальна для репортажа. И наоборот, чем тема обыденнее, тем сложнее ее оформить как репортаж. В таком случае задача журналиста найти в этой теме какой-то неожиданный аспект, преподнести ее «из-за кулис», чтоб показать знакомую ситуацию с новой стороны.
Особенным аспектом события называется какая-то неизвестная для читателя сторона темы.
Один из методов создания репортажа состоит в том, что сначала устанавливается перечень необходимых элементов, затем журналист их целенаправленно ищет и записывает. Перечень элементов репортажа:
- Цель репортажа;
- Особенный аспект события;
- Конфликт;
- «Красная нить»;
- Действующие лица;
- Сцены репортажа;
- Цитаты;
- Ощущения;
- Детали;
- Информация о героях репортажа;
- Общая информация.
Такой метод дает возможность сразу понять, чего не хватает журналисту и не тратить время на поиск избыточной информации, которая не войдет в репортаж. Типовой план репортажа:
- Вводная сцена;
- Описание темы и информационный повод;
- Бэкграунд – представление персонажей, предыстория события;
- Яркая деталь, сильная сцена;
- Бэкграунд – контекст события, аргументы персонажей;
- Яркая деталь, сильная сцена;
- Завершающая сцена, вывод репортера.
Посещение места события является обязательным этапом сбора информации для репортажа.
Написать репортаж без непосредственного наблюдения невозможно. В том случае, если у журналиста нет возможности наблюдать событие лично, от подготовки репортажа лучше отказаться и написать об этом событии новостную заметку, при которой присутствие на месте события не обязательно.
Перед тем, как посетить место события, журналисту следует изучить информацию по теме репортажа для того, чтобы отличить общее от особенного и акцентировать внимание на особенном, не тратя свое время на введение в ситуацию. Задачей журналиста на месте события является не только сбор фактической информации, но и поиск особенного аспекта события, эмоций, которые вызывает это событие.
Особое место при подготовке репортажа необходимо уделить общению с людьми. Они всегда находятся в центре репортажа.