Пропаганда – это распространение политических, художественных, философских, научных и других идей и взглядов с целью внедрения их в сознание масс населения.
Функции современной пропаганды
Современная теория пропаганды выделяет несколько ее функций, реализуемых в СМИ:
- Информирующая функция;
- Функция алгоритмизации поведения членов общества;
- Коммуникативная функция.
В рамках информирующей функции обеспечивается право граждан на информацию, которая необходима для создания и поддержания устойчивого развития общества. Эта функция подразумевает изменение у аудитории структуры понятий. Информирование членов общества – один из ключевых факторов изменения сознания представителей общества. Именно сознание определяет поведение человека в той или иной политической ситуации.
Алгоритмизация поведения может быть реализована полностью или частично, опираясь на алгоритм, представленный в СМИ. Например, данная функция ярко проявляется в процессе воспитания общества, создания в нем требуемого настроя.
Функция воспитания меняет установки граждан, направляет их в соответствии с концепцией СМИ. Важнейшими факторами изменения поведения человека в обществе являются ценностные ориентации, установки и знания. Они реализуются в идеологическом, моральном, художественном аспекте, играют роль тормоза или ускорителя процесса наращивания знаний об определенном объекте реальной действительности. Это обеспечивает изменение личностных характеристик – психологических, моральных, физиологических установок. Этот эффект достигается путем переключения внимания, отвлеченности или создания ситуации для выхода негативных эмоций членов общества.
Коммуникативная функция выражается в установлении и поддержании связей между структурами общества, в организации обратной связи в ходе осуществления пропаганды. Главным средством современной пропаганды является деятельность СМИ, когда телевидение, радио и Интернет выступают в роли манипуляторов.
Массовое сознание в своей основе иррационально, оно опирается на воздействие влечений и импульсов, скрытых от его понимания и отображаемых в его сознании впоследствии как система ценностей. Часто объект воздействия пропаганды не может осмыслить причину сделанного выбора, но выбор при этом им воспринимается как осознанный. Объект манипулирования уверен, что сделанный выбор – безошибочен и является единственно правильным. Поэтому пропаганда мыслится как планомерное применение ценностных качеств личности и внутренних мотивов. Результатом грамотно проведенной пропаганды является автоматизация инстинктивного выбора.
Методы пропаганды
Всего существует более пятидесяти методов пропаганды. Ниже рассмотрены основные из них.
Одним из наиболее эффективных методов пропаганды является анонимный авторитет. При использовании этого метода имя авторитета не сообщается. Однако может осуществляться цитирование оценок экспертов, документов, свидетельских отчетов и т.д., необходимых для придания большей убедительности. Ссылки на авторитет придают информации вес и солидность в глазах обывателя.
Еще один эффективный метод – апелляция к большинству. Этот метод основан на убеждении, что если все считают так, значит, это верно. Сюда же можно отнести и апелляцию к традиции – если так принято с древнейших времен, значит это верно, и апелляцию к авторитету – если мнение принадлежит авторитету, значит оно верное.
Апеллирование к предрассудкам аудитории используется тогда, когда возникает необходимость придать убедительность своей точке зрения в связи с ее моральной ценностью. Нередко используется обратный механизм, когда оппозиционная точка зрения опровергается через утверждение ее аморальности.
Еще один метод пропаганды – атака любовью. Используется эта технология в тех случаях, когда нужно кого-то привлечь на сторону общественного движения или идеологи. Когда человек становится частью этой группы, остальные участники его плотно окружают вниманием, и человек теряет возможность встретиться с прежним кругом общения. Это может выражаться в форме постоянных собраний или других видов деятельности, полностью занимающих досуг нового участника, при этом не позволяя ему вернуться на прежнюю позицию.
Термином «Блестящий фантик» называют слова, которые положительно описывают объект, но при этом не дают никакой информации по существу. Характеристики объекта настолько расплывчаты, что могут применяться к любому объекту. В то же время их нельзя опровергнуть либо назвать ложными. Этот эффект называют эффектом Барнума.
Эффект Барнума означает, что расплывчатость характеристики не вызывает сомнения в ее справедливости.
Для адаптации к информации негативного содержания, вызывающего отрицание, используется метод будничного рассказа. Например, если необходимо приручить людей к убийствам, насилию, всякого рода злодеяниям, ведущий со спокойным лицом, ровным голосом, буднично сообщает о самых тяжких преступлениях. Всего через несколько недель подобной обработки общество перестает реагировать на такую информацию.
В современной пропаганде активно используется метод дезинформации. Дезинформация – это введение в заблуждение при помощи предоставления неполной информации, либо полной, не уже неактуальной информации, искажения ее части, искажения контекста для того, чтобы подтолкнуть аудиторию к нужным манипулятору действиям.
В том случае, когда необходимо вызвать негативную реакцию к явлению, либо снизить актуальность используется метод забалтывания. Он позволяет успешно бороться с противником, неуместно и непрерывно говоря о его необыкновенных способностях и постоянно восхваляя его. Это быстро всем надоедает, и имя этого человека начинает вызывать раздражение. Кроме того, данный метод часто используется для создания информационного шума, когда за бесконечным потоком второстепенной информации нужно скрыть главную проблему или важное событие.
Это лишь некоторые, наиболее популярные методы современной пропаганды. Кроме перечисленных, используются такие методы, как:
- Игра с масштабом;
- Метод избирательной правды;
- Когнитивный диссонанс;
- Контроль вербальных обозначений;
- Контроль над обстановкой;
- Культ личности;
- Лингвопропаганда;
- Неявное утверждение;
- Отвлекающий маневр и т.д.