Поэтическая журналистика— это тексты публицистического стиля, написанные в стихотворной форме.
Особенности поэтической журналистики
Поэтическая журналистика – новый феномен современных медиа. К поэтической журналистике можно отнести поэтические фельетоны Л. Каганова, Д. Быкова, И. Иртеньева. Такие произведения вписываются в информационное пространство средств массовой информации, сближаясь и конкурируя в нем с традиционным жанрами публицистики – репликой и комментарием.
Как отмечает Б. В. Дубин, поэзия постепенно становится продолжением системы масс-медиа. Проявляется это и в увеличении поэтических медийных персон, и в возникновении ряда проектов, например:
- «Поэт-правдоруб» И. Иртеньева;
- Колонка Л.Каганова (в «F5»);
- «Гражданин-поэт» Д.Быкова, А.Васильева, М.Ефремова.
В этих проектах поэты высказываются на злободневные темы.
Возникновение социализированных поэтических текстов является вполне закономерным процессом. Объясняется это цикличностью развития отечественной литературы и поэзии. М.Н.Эпштейн в каждом цикле выделяет социальную, эстетическую, религиозно-мистическую, моральную фазу и отмечает, что литература, исчерпав модель эстетическую, бросается в боевую публицистику. По мнению М.Н.Эпштейна, сейчас созрела новая социальная поэзия, которая продолжает линию Ломоносова, Кантемира, Некрасова, Маяковского, являющихся олицетворением предыдущего этапа поэтической социальности.
Он считает, что именно от Ломоносова и Кантемира Л.Каганов и Д.Быков унаследовали традиции одической поэзии. И Д.Быков, и Л.Каганов называют свои произведения «одами на злобу дня». Они, сохраняя отличительную стилистическую черту оды, сумели поменять оценочность этого жанра с «плюса» на «минус».
Часто поэты обращаются к Маяковскому. Апелляция к авторитету Маяковского встречается и в произведениях Л. Каганова. Однако главной фигурой отечественной социальной поэзии для современных поэтов является Некрасов. Л. Каганов и И. Иртеньев следуют его поэтическим принципам, а Д.Быков указывает на свою связь с основателем российской поэтической публицистики.
Проект с участием Д. Быкова сначала назывался «Поэт и гражданин», как стихотворный манифест Некрасова. Затем, после перемещения на радио «Эхо Москвы» и портал «F5», он изменил название на «Гражданин поэт». В рамках данного проекта неоднократно появлялись перепевы программных произведений Некрасова (например, «Поэма о русской бабе Наташе Васильевой, рассказавшей общественности, как Мосгорсуд обходился с Данилкиным, как нагибали его». Это произведение продолжает размышления великого русского поэта о женской доле).
Подобное внимание к творчеству Некрасова неслучайно. Именно он сумел преодолеть противоречие между так называемой «чистой» поэзией и гражданской. В поэзии Некрасова слово освобождается от высокой традиции и приобретает конкретный смысл. Стихи Некрасова наполнены прозаизмами и звучат они грубовато. И это же можно сказать и о современной поэтической журналистике.
У Некрасова высокая поэзия оказывается предметом пародирования.
Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, газетных и журнальных заметках, прозе. Некрасов снижает высокие жанры, возвышает жанры бульварной прессы. Ему удается создать сочетание оды и фельетона, политического памфлета и фельетона. В стихотворных памфлетах В. Маяковского и Д. Бедного можно увидеть продолжение этой некрасовской традиции. И на эти же традиции ориентируются и современные поэты.
Следует отметить, что стихотворные формы таких жанров по своей сути не сильно отличаются от прозаических жанров. В памфлете, по определению А. Н. Тепляшиной, автор или опровергает определенную систему взглядов и мнений, критикует ее, основываясь на высказываниях оппонента, или высказывает свое мнение, утверждает его в полемике, выявляя при этом истинную логическую связь между фактами.
В фельетоне же строгая фактическая основа сочетается с авторским подтекстом.
Такие произведения, в отличие от классических образцов отечественной фельетонной поэзии, вписываются в информационное пространство средств массовой информации.
Поэтическая публицистика и политика
По мнению А. Н. Тепляшиной, востребованность сатирических публицистических жанров связана с тем, что для развития демократического общества нужна критика, и именно эти жанры предлагают особую эмоциональную критику сложившейся ситуации, пробуждая у адресата чувство собственного превосходства над «злом». Сатирические жанры публицистики не просто «смешат», они требуют сознательно-активного восприятия, так как комическое всегда обращено к разуму. Сатирические жанры обладают большим потенциалом воздействия на аудиторию. И представители публицистической поэзии активно используют этот потенциал. Поэтическую публицистику Д. Быкова, Л. Каганова, И. Иртеньева можно назвать и ангажированной, и остросоциальной. В данном случае ангажированность проявляется в выполнении определенного социально-политического заказа, и в поиске политического самоопределения при сохранении интеллектуальной независимости.
По мнению М. Н. Эпштейна, ангажемент – это форма свободного идеологического договора между социумом и художником, который принимает по отношению к социуму определенные моральные обязательства.
Такие проекты появляются именно в эпоху капитализма, так как вес поэзии возрастает и транслируется она по всем каналам массовой коммуникации. Именно на этой стадии, по мнению М. К. Мамардашвили, власть манипулирует людьми не через естественные экономические механизмы, а через общественные формы мышления. В данном случае поэзия становится эффективным инструментом воздействия. Поэтому происходит сближение поэтического и политического языка.
Поэтическая фельетонистика скорее относится к публицистике, чем к литературному творчеству. Она контрастирует с бесцветным политическим словом. А в периоды, когда политическая риторика и политические высказывания теряют ценность, она звучит более остро и афористично.
Поэтическая публицистика, сближаясь с политической журналистикой, счет своей яркой, образной формы поднимает ее на совсем другой уровень. И нередко поэтическая публицистика выигрывает «борьбу за умы» у политиков и даже у традиционных журналов, формирующих вкус к поэзии. При этом поэтическая журналистика продолжает оставаться остросоциальным поэтическим «менйстримом».