Специализированные издания – это особый канал массовой коммуникации, который ориентирован на удовлетворение информационных потребностей определенной социальной аудитории.
Типологическая характеристика музыкальных периодических изданий
Массовые музыкальные издания позволяют обеспечить повышение уровня культуры целевой аудитории и в целом общества. По мнению исследователей, подобные издания транслируют информацию, которая вне времени и ценна сама по себе, или аналитическую информацию. Исследователи выделяют два блока типоформирующих блоков:
- Ведущие – целевое назначение издания, характер аудитории, характер информации);
- Дополнительные – время выхода, периодичность, формат, объем.
Целевой аудиторией для музыкальных изданий являются слушатели, в разной степени интересующиеся музыкой:
- Слушатели с определенным кругом интересов. Это слушатели, которые предпочитают одно либо несколько музыкальных направлений;
- Слушатели с широким кругом интересов. Такие слушатели уделяют внимание разной музыке, как правило, популярной и массовой;
- Профессиональные слушатели. Они интересуются музыкальным процессом строго в профессиональных целях. К ним относятся музыканты, критики, исследователи и т.д.
Исходя из сегментов целевой аудитории, можно выделить следующие типы музыкальных изданий:
- Стилевые музыкальные издания;
- Издания общего направления;
- Академические издания;
- Журналы для профессиональных музыкантов.
Издания общего направления – это издания, посвященные музыке и исполнителям различных стилей.
Как правило, такие издания интересуются музыкальным процессом на поверхностном уровне. Целевое назначение издани й общего направления – досуговое. Они адресованы аудитории, интересующейся современным музыкальным процессом. В подобных изданиях освещаются новости музыкальной индустрии и шоу-бизнеса, а героями публикаций являются мировые знаменитости.
Стилевые издания – это издания, которые на своих страницах отражают информацию об определенном музыкальном направлении: джаз, рок, кантри, электроника и т.д.
Целевая аудитория таких изданий сегментирована – это люди с определенными музыкальным вкусами. В стилевых изданиях освещаются новости, касающиеся конкретного направления. А героями публикация являются композиторы и музыканты, придерживающиеся конкретного стиля. Целевым назначением таких изданий является досуговое, и достигается оно путем выполнения рекреативной функции. Отличительная особенность стилевых изданий – регион распространения, чаще всего это один регион мира. В структуре стилевых изданий выделяются новостной блок, рецензии, репортажи и фоторепортажи с фестивалей и концертов.
Принципы отражения в СМИ основных тенденций развития современной музыкальной культуры
В массмедиа, а также в отдельно взятых СМИ отражение современной музыкальной культуры носит неоднозначный характер. Тенденции и тренды современной массовой музыкальной культуры обусловливает специфику их отражения в масс-медиа. Одним из характерных принципов является технологичность. Особое внимание уделяется процессу трансформации форматов изданий. Например, начиная с 2013 года на обложке журнала «Rolling Stone» размещается баннер, который призываетчитателя загрузить электронную версию журнала на свой телефон. Обращаться к электронному ресурсу предлагает также журнал «Classic Rock». В журнале «7MINUTES» размещены сразу два баннера с призывом загрузить в App Store и в Google Play, кроме того, есть QR код, который отсылает на сайт издания. Этот факт демонстрирует политику печатных изданий, которые серьезно относятся к развитию современных технологий, следуют за ними и прилагают усилия к тому, чтобы оставаться лидерами среди конкурентов.
Следующий принцип – это жанровая дифференциация музыки. Жанровое расслоение музыки и отражение этого процесса журналистами наглядно демонстрируют подзаголовки, который дают сжатый смысловой посыл статьи. По заголовкам потребитель может понять оттенки того или иного жанра, о котором идет речь в публикации.
На страницах музыкальных изданий множество публикаций и статей посвящено развитию электронной музыки. Обращение внимания читателя на музыку происходит постоянно и с разных позиций отражения информации, и это определяет статус электронной музыки как трендовой. Большое количество рекламных материалов, размещаемых в печатных изданиях, которые продвигают товары и услуги, является косвенным подтверждением актуальности этой тематики. Тема электроники активно отображается и в музыкальных изданиях общего направления.
В печатных СМИ наглядно демонстрируется этнический и нео инструментарий. Часто в афиши и обзоры печатных СМИ попадают исполнители и группы самых разных этнических жанров.
Публикации, в которых освещается развитие музыкальных инструментов, присутствуют в современных СМИ.
Для современной музыкальной культуры характерен синтез культурных традиций. Многие издания публикуют статьи, в которых речь идет о музыкальных продуктах, созданных на сплаве национальных традиций.
Во многих изданиях, особенно в специализированных, осуществляется актуализация производства и потребления виниловых пластинок. Например, журнал «Classic Rock» (№6 за июнь 2015) полностью был посвящен переизданиям и новинкам альбомов, выпущенных на виниле. В этом выпуске подробно рассматривались и иллюстрировались 250 виниловых альбомов разного времени выхода и разных жанров. Подобных публикаций достаточно и в журнале «Rolling Stone», и на официальном сайте издания.
Печатные издания большое внимание уделяют развитию современных технологий и пытаются подстраиваться под новые течения.
Рассмотренные принципы отражения тенденций развития современной музыкальной культуре в СМИ проявляют разногласия между взаимовлиянием массовых медиа и культуры. Масс-медиа в современном информационном обществе наделены особыми полномочиями. Они являются воплощением критической мысли и активным элементом коммуникационных процессов массовой культуры, в том числе и музыкальной.