Информационное вещание –это система теле- или радиопередач, подготовкой которых занимаются редакционные подразделения, специализирующиеся на оперативном информировании аудитории о наиболее важных событиях.
Информационное телевидение в современном медиапространстве, его цели и главные функции
Телевидение сохраняет лидирующую позицию в обеспечении общества информацией, несмотря на активное развитие и возрастающее влияние Интернета. Выпуски теленовостей при этом смотрят практически все, включая тех, кто узнает о происходящем в мире из других источников. При этом на сегодняшний день становится очевидным то, что доминирующей функций СМИ является не информационная, а воздействующая. Поэтому среди прочих СМИ именно телевидение обладает наибольшим воздействующим потенциалом, так как распространяется на широкую массу потребителей. Для большей части массовой аудитории окружающая реальность воспринимается посредством средств массовой информации. В связи с этим важно то, каким образом журналистика как социальный институт реализует свои функции.
В эфире телевизионных новостей представлена так называемая «мозаичная картина мира» - жизнь ряда регионов в эфире освещается регулярно и весьма часто, в то время как другие регионы, чаще всего провинциальные области с неразвитой инфраструктурой, остаются без внимания журналистов. СМИ осуществляют воздействие на массовую аудиторию путем формирования массового мировоззрения и массового сознания.
В учебном пособии «Новости как профессии» М. В. Магронт подчеркивает, что общество узнает о событиях от корреспондентов, редакторов информационных служб, репортеров и видит события их глазами. Этот взгляд дожжен быть беспристрастным и объективным, не ангажированным. Однако все прекрасно осознают, что каждый телеканал имеет собственные политические взгляды. Поэтому в этом случае крайне важен внутренний контроль зрителя.
Когда реципиент воспринимает предоставляемую СМИ информацию, он имеет дело не с объективным бытием, то есть конкретными фактами, явлениями, событиями, а с медиаобразом этого события. Медиаобраз представляет собой форму отражения реальной действительности, но при этом несет в себе искаженный посредником, в роли которого выступают СМИ, элемент. Таким образом, основа медиаобраза возникает из посредничества СМИ между объективной реальностью и аудиторией.
Таким образом, на сегодня особенно выделяется такая функция информационных телевизионных СМИ, как функция воздействия на массовое сознание. В свою очередь, эта функция обусловливает функции формирования и изменения картины мира массового реципиента. Воздействующая функция информационной тележурналистики тесно связана с идеологической направленностью публицистики. Все сообщаемые факты комментируются, то есть получают оценку и истолкование, общественно-политическое в том числе.
Новость – базовое понятие информационной тележурналистики
Новость – это новое знание об окружающем мире, которое стало известно и которое каким-либо образом оказывает на нас влияние.
«Новость – это то, что отличает сегодняшний день от вчерашнего» (О. Добродеев).
Согласно онтологическому понятию новость — это то, что интересно обществу и не было известно ему прежде. То есть новостью может стать только какое-то интересное, значимое и необычное событие, которое произошло за последние сутки. Минимальной временной структурой опыта 20 века является день. Но новые технологии ставят еще более низкий временной порог – часть дня, час, даже минута. Это позволяет зрителю постоянно находиться в новостном пространстве. Не всякое событие и не всякий факт является новостью. Многие исследователи считают, что новость – это не во всех случаях то, о чем говорится в телевыпуске новостей. Главным является то, что факт, событие должны рассматриваться зрителем как новость. Считается, что новость интересная зрителю тогда, когда касается его самого либо может быть соотнесена с личным опытом. Римский ритор Квинтилиан считал, что о событии или поступке можно судить в том случае, когда о нем известны ответы на семь вопросов:
- Кто сделал?
- Что сделал?
- Какими средствами он это сделал?
- Где сделал?
- Зачем сделал?
- Когда сделал?
- Как сделал?
Однако даже соответствующее этой формуле событие не может считаться новостью. Такому событию необходим еще оперативный, информационный повод.
Новость – это сообщение, в котором представлен современный взгляд на реальность относительно конкретного события, вопроса или процесса.
Это определение новости было предложено исследователями Э. Деннисом и Д. Мэрриллом.
Современные телевизионные новости стремятся максимально соответствовать ожиданиям аудитории. В результате внутренняя логика медиа вынуждает медиапроизводителей все чаще обращаться к развлекательным стандартам. Частное событие под воздействием этого фактора формируется в публичное и наоборот. Выпуск новостей наследует черты телесериала, все это не может не сказывать и на подходе освещению событий политического характера. То есть такие события должны подчиняться логике развлечений и драматизма, они должны быть фрагментированными и продолжительными во времени – представлять собой нарратив, наполненный от выпуска к выпуску новыми персонами и деталями. Ориентация производителей телевизионных новостей на драматизм и развлечение, поверхностность изложения и подачи не включается в повестку дня теленовостей.
Телевизионные новости обладают следующими свойствами:
- Оперативностью – способностью сообщать о событии, которое произошло за несколько минут до выхода передачи в эфир;
- Одномоментностью действия;
- Визуализацией информации.
Специфика процесса передачи информации по телекоммуникационным каналам определяет семантическую специфику телевизионных новостей:
- Поверхностность в изложении фактов и событий;
- Фрагментарность;
- Персонализация информации.