Редактор в издательстве – это человек, который проверяет, исправляет содержание текста в соответствии с требованиями издания, принимает решения по поводу оформления издания, готовит его к печати и выступает в роли управляющего.
Особенности работы над научно-популярным периодическим изданием
В качестве предмета описания произведений научно-популярной литературы выступает наука. Задача научно-популярных изданий – популяризация и распространение научных знаний среди широкой аудитории.
Данный вид литературы считается ответвлением от научной, так как содержанием и той и другой литературы является достоверный научный материал.
Различие между ними определяется уровнем сложности и характером изложения материала. Тексты научно-популярной литературы в этом плане очень специфичны.
Популярную литературу правильнее рассматривать в качестве массового явления и по жанровому, тематическому направлению, и по охвату аудитории.
Научно-популярная литература имеет несколько разновидностей:
- Научно-художественная литература
- Научно-фантастическая литература.
Научно-фантастическая литература относится к художественной фантастике в широком смысле этого понятия. Научно-популярная литература отличается от научно-художественной литературы в присущей ее автору активной способности художественного изображения научных фактов.
Издание – это отдельное литературное произведение, которое прошло редакционно-издательскую обработку и вследствие этого получило специфические социально-коммуникативные функции.
Научно-популярное издание, таким образом, в отличие от произведений научно-популярной литературы является конкретной реализацией социально-коммуникативной функции при помощи художественно-технических средств.
Работа редактора над оформлением
Главное предназначение научно-популярных изданий состоит в том, чтобы нести научную информацию широкой аудитории читателей. Это в общих чертах определяет главную издательскую позицию по вопросу оформления изданий этого типа. В первую очередь она определяется требованиями сочетания научности и образности, эмоциональности и рациональности, требованиями особой ситуации общения читателя изданиям с предлагаемым материалом. Эта ситуация вовлекает в чтение и доступным языком передает даже самые сложные понятия.
Именно издательская установка на правила оформления конкретного издания составляет основу издательской позиции на то или иное литературное произведение научно-популярной литературы, к примеру, статьи.
Редактору необходимо разбираться в теме научно-популярного текста и делать такую установку художнику, которая будет понятной массовой аудитории. А издательская установка на оформление того или иного произведения должна пониматься как активность художественно-конструктивных работ касательно произведения, то есть рукописи, в частности, тех ее данных, которые могут подвергаться обработке, изменениям в процессе оформления издания.
Издательские установки на оформление могут быть активными и пассивными.
Пассивная издательская установка является наиболее нейтральной относительно воспроизведения авторской рукописи. В этом случае оформление издания ограничивается преимущественно задачей предоставления своему читателю возможности спокойного и удобного чтения текста. При этом оформительские проблемы сводятся к тому, чтобы обеспечить удобочитаемость словесного изложения, то есть упрощаются и сужаются.
Активная издательская установка означает определенную проектную идею, которая более конкретна, чем замысел отдельного издания либо серии и подтверждена конструктивным принципиальным макетом. В некоторых случаях принципиальный макет даже может опережать наличие авторского материала. Текст в этом случае будет дописываться и заполнит макет согласно проектной идее параллельно с созданием иллюстративных материалов.
Между перечисленными крайними издательским установками возможно проектирование множества разнообразных форм изданий, то есть конкретных издательских решений.
Кроме этого, редактор должен произвести и целесообразный выбор этой формы, которую можно представить в виде перечисленных ниже позиций:
- Общий объем текстового материала;
- Отношение текстового объема к объему иллюстративного материала;
- Развернутость рубрикации и и принципы ее формирования;
- Однородность текстов, состав;
- Порядок расположения материала в зависимости от характера чтения, от рассматривания издания и т.д. Он может быть свободным, жестким, поразворотным.
- Привязанность иллюстративного материала к текстам;
- Серийность и формирующие ее элементы;
- Подбор рисунков или создание иллюстративных рядов.
В качестве исходных данных в процессе проектирования, предваряющего оформительскую работу, должны фиксироваться целевое назначение материала, характер читательской аудитории, тематические, структурные данные текста и другие специфические моменты, которые конкретизируют типологические показатели научно-популярного издания.
Анализ текста
Редактор научно-популярного журнала прорабатывает текст методом анализа, который основан на учете субъективно-предикатной структуры.
Понять текст означает выделить в нем смысловые ситуации.
Смысловая ситуация текста состоит из субъекта – темы текста, того, о чем идет речь, и предиката – словесного раскрытия темы, то есть того, что говорится.
Кроме того, что редактор должен понять текст, ему необходимо проверять и весь фактический материал. Редактор должен проверить любую дату, объяснение, информацию, а иногда и подкрепить их источниками. Ему важно понимать, что любая информация, предоставляемая массам, обязательно должна быть правдивой, и особенно это важно для научно-популярных журналов, так как в науке все основывается только на фактах.
Оформление издания тоже должно быть правильным, правильно иллюстрированный материал облегчает читателю понимание материала.