Реалии журналистики в современном обществе
Вопросы массовых коммуникаций очень важны, так как они прямо или косвенно влияют на жизнь общества. В центре внимания также всегда вопросы собственности на средства массовой информации и контроля над ними. СМИ уже по своему определению всегда находятся на виду, и потому изначально весьма уязвимы для разнообразных нападок. Процесс журналистского труда, его результат тем или иным образом затрагивает интересы многих людей. При этом основные противоречия отечественных СМИ находятся не в сфере саморегулирования, общественных интересов и экономики, а в области взаимодействия с властью.
Ситуация в СМИ после 1999 года отчетливо изменилась. Изменилась конфигурация, власть объединилась с частью СМИ. Пресса и власть, в особенности, когда речь идет о федеральной прессе, представляют собой группу вертикально построенных структур. Реалии таковы, что практически любой человек, даже далекий от СМИ, знает, что газету, журнал, телерадиокомпанию и журналиста можно купить. В погоне за сенсациями часто за кадром остается вопрос – какова цена этой информации?
Медиа-магнаты в борьбу между собой втягивают и простых журналистов, часто прикрывая свои корыстные личные интересы свободой слова. С другой стороны, распространенным явлением стала ущемленность журналистов. Поэтому очень велик риск потерять свободу слова, а независимые (хотя бы экономически) СМИ перманентно находятся под угрозой исчезновения.
Прежде чем рассматривать проблемы свободной и независимой журналистики следует разграничить главные источники влияния на нее.
Журналистика основывается на трех реалиях:
- Экономических;
- Правовых;
- Корпоративных.
Говоря об экономических реалиях в первую очередь имеется виду заработная плата журналиста. Когда журналист за свою работу получает копейки, говорить о качестве его работы сложно. Заработок не может не влиять на качество работы любого специалиста, и журналистский труд не исключение. Сюда же можно отнести и мутный рынок рекламы. Именно для формирования рыночной инфраструктуры необходим аудит тиражей, а также координация деятельности все индустрии СМИ.
Под правовыми реалиями понимаются условия, создаваемые властью. Журналисты и владельцы СМИ зависят от власти и вынуждены лавировать, чтобы получить и сохранить лицензию. Каждый субъект федерации по-своему понимает и дозирует свободу слова.
Корпоративная реалия – это школа, это корпоративная честь. Журналистика – это одна из составляющих информационного общества, которая во многом определяет общественное сознание. Именно поэтому необходимо укреплять законодательную базу, которая защищала бы журналистов от вмешательства чиновников и политиков. Необходимо создавать такие условия, при которых журналистам и СМИ было бы выгодно быть честными и добросовестными. Также необходимо формировать корпоративные принципы журналистской чести и профессионализма.
Свобода слова и печати, условия ее существования и реализации
Понятие свободы журналиста появилось вместе с развитием СМИ и их активным включением в политическую жизнь общества. Гегель писал, что понимание свободы как не ограниченной ничем возможности писать и говорить все, что угодно, присуща необразованному, примитивному представлению.
Возможности журналистики в связи с отменой ограничений, главным образом, цензурных, существенно расширились. В связи с этим свобода предстает не только как объективная возможность выбора, но и как способность правильного воспроизведения. Поэтому свобода легко может обернуться произволом в том случае, когда пишущий не имеет твердых нравственных ориентиров.
Как известно, творческий труд не может быть жестко регламентированным. И чем меньше в нем стандартных моментов, тем более важную роль в нем играют моральные ценности и гуманистические мотивы. По мере ускорения социально-экономического развития эта зависимость усиливается.
Журналисту часто приходится принимать решения самостоятельно. Свобода слова является очень многогранным понятием. Свобода слова для журналиста – это право иметь доступ ко всем источникам информации, ко всем событиям и писать так, как хочется ему. Свобода слова для владельца СМИ – право выпускать то издание, которое ему необходимо для достижения целей. Свобода слова для читателя – это свобода в получении полной и объективной информации, а также возможность высказывать свое мнение в СМИ. У власти тоже есть свои права и свое понимание свободы.
Возникает вопрос, как не нарушить эти права? Ответ очевиден – через такие законы, которые бы не ущемляли свободу слова всех и каждого. Другими словами, никто не может владеть свободой слова так, чтобы при этом ущемлять права других. Такое понимание приводит к ответственности журналиста за сказанное слово и за использование СМИ во вред личности, обществу и государству. И это является серьезной проблемой.
Демократическая пресса – это достижение равенства прав на выражение официальных и индивидуальных точек зрения, поток оперативных сообщений о деятельности власти.
На протяжении многих лет понятие свободы слова часто подменялось журналистским правом.
Однако свобода - это не право журналиста на профессиональные достижения. Это не право писать и говорить то, что он думает. Свобода слова – это конституционное право граждан получать достоверную информацию.
В 1923 году был создан первый свод журналистских норм, состоящий из следующих пунктов:
- Пресса – это полуобщественный или общественный институт, целью которого является информирование читателя. Кроме того, пресса развлекает читателя и помогает ему контролировать правительство;
- Пресса доступна всем. Каждый, кто имеет достаточно средств, может стать издателем газеты;
- В прессе запрещена клевета и непристойности;
- Пресса – четвертая власть. Она несет ответственность перед обществом и представляет общество в целом.
Таким образом, для того, чтобы независимая журналистика развивалась необходимо содействие ей со стороны государства. Необходимо, чтобы журналистика была направлена на общество.