Публицистический стиль - это функциональный стиль речи, использующийся в таких жанрах, как очерк, статья, репортаж, интервью, фельетон, памфлет, ораторская речь.
Основные черты публицистического стиля
Публицистическому стилю принадлежит особое место в системе стилей литературного языка, так как он во многих случаях должен перерабатывать тексты, написанные в других стилях. Деловая и научная речь ориентирована на интеллектуальное отражение реальной действительности, а художественная речь – на эмоциональное. Публицистика стремиться удовлетворить и интеллектуальные, и эстетические потребности.
К основным языковым особенностям публицистического стиля относятся:
- Использование эмоционально окрашенной речи, специальной терминологии, сочетание экспрессивных и стандартных языковых средств, использование конкретной и абстрактной лексики;
- Принципиальная неоднородность стилистических средств;
- Поиск актуальных форм изложения, общепонятных и одновременно отличающихся новизной и свежестью;
- Использование метафорических употреблений слова и фразеологизмов.
Публицистика – основная сфера возникновения и распространения неологизмов.
Поэтому этот стиль оказывает значительное влияние на развитие языковых норм. Однако в случаях тиражирования неточной, небрежной речи такое влияние оказывается негативным – люди с невысокой речевой культурой ошибка воспринимают как норму. Еще одна особенность публицистического стиля – широкий охват лексики литературно языка, от слов обыденной речи до технических и научных терминов. В некоторых случаях публицист выходит за пределы литературного языка и использует в речи жаргонизмы.
Лексические черты публицистического стиля
Для публицистических произведений характерна необыкновенная широта тематики. И это сказывается на языковых особенностях публицистического стиля – появляется необходимость использовать специальную лексику, которая требует пояснений, а в некоторых случаях и развернутых комментариев.
При этом целый ряд тем находится в центре внимания общества, поэтому относящаяся к этим темам лексика приобретает публицистическую окраску. Так в составе словаря языка возникает круг лексических единиц, который характерны для публицистического стиля. К таким темам относятся политика, информация о выборах, заявлениях политических лидеров, о деятельности парламента и правительства и т. д.
Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. В таких текстах часто встречаются такие слова, как: коалиция, фракция, демократы, радикалы, доверие избирателей и т. д.
Для публицистического стиля важна также экономическая тематика. Для ее освещения часто используются такие специальные термины, как: инфляция, инвестиции, бюджет, аудит и т.д.
В публикациях на темы здравоохранения, образования, демографии журналисты часто используют такие обороты: государственная поддержка, дистанционное образование, обмен студентами, разгрузка школьной программы, информатизация образования, медицинский полис, прожиточный минимум, начисление пенсии и т.д.
Тексты на международные темы легко отличить по следующим словосочетаниям: официальный визит, мировое сообщество, стратегическое партнёрство, миротворческие силы, глобальные проблемы.
Такая лексика в публицистическом стиле приобретает особую функцию – она создает реальную картину событий и передает адресату впечатления журналиста о событиях, его отношение к ним. Поэтому одни и те же слова и выражения по-разному звучат в телевизионном репортаже, научной монографии и полицейском протоколе.
Публицистический стиль использует оценочную лексику, обладающую сильной эмоциональной окраской (безответственное заявление, подковёрная борьба, грязные избирательные технологии, гнусные измышления, небывалое наводнение, политический спектакль).
Выделяют две группы стилистических средств в языке СМИ: признаваемое и отвергаемое. К семантической сфере признаваемого относятся все предметы мысли (документы, лица, события, организации и т.д.), которые с точки зрения органа информации считаются позитивными. В сферу отвергаемого входят предметы мысли, считающиеся негативными.
Соотношение этих сфер зависит от информационной политики органа СМИ и отражается на стилистической окраске языковых средств, употребляемых в речи.
Соотношение этих двух сфер - принимаемого и отвергаемого, в истории нашей публицистики менялось.
В текстах советской печати, радио и телевидения в 70-е годы 20 века к сфере принимаемого относились: ударники труда, решения пленума, социалистическое соревнование, достижения науки и техники, национально-освободительная борьба, интернациональная дружба. А к сфере отвергаемого относились: буржуазная пропаганда, антисоветчики, антикоммунисты, тунеядцы, спекулянты, гонка вооружений, мир капитала, ревизионисты всех мастей, безыдейные обыватели.
Грамматические особенности публицистического стиля
Заметными морфологическими особенностями публицистического стиля являются особые способы использования грамматических форм. Например, часто единственное число используется в значении множественного. Также характерным является употребление несчитаемых существительных во множественном числе (происки, свободы, бюджеты, элиты, эфиры, настроения и т.д.).
В публицистике часто для привлечения внимания собеседника используется повелительная форма глагола (обратите внимание, вспомните и т.д.).
Для сообщений о событиях, которые запланированы на будущее, используется настоящее время глагола (завтра начинается визит).
Встречаются стилистически возвышенные формы творительного падежа (кровию, жизнию, властию).
Для сообщений о прошедшем используется форма прошедшего времени глагола.
Характерным для публицистики является употребление инверсионного порядка слов. Это позволяет поставить тему сообщения на первое место в предложении (человек пострадал от наводнения).