Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критический анализ. Бирмингемская школа

Определение 1

Дискурс-анализ — это ряд подходов в социальных науках, цель которых заключается в критическом исследовании дискурса.

Что такое Бирмингемская школа дискурс-анализа

Бирмингемская школа дискурс-анализа появилась в 1960-е годы. Она имеет еще одно название – «Культурные исследования». Самыми известными представителями этого направления являются:

  • Д. Хартли,
  • С. Холл,
  • А. Макробби,
  • Д. Фиск и другие.
Замечание 1

Важнейшим элементом подхода Бирмингемской школы является концентрация на насыщенности дискурсов идеологическим кодом.

В этом Бирмингемская школа схожа с КДА или теорией дискурсов Р. Барта, «генеалогического» М. Фуко.

Статья: Критический анализ. Бирмингемская школа
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Бирмингемскую школу можно кратко охарактеризовать как «неомарксиситы-постструктуралисты». В их теории постструктуралистским является то, что значения не бывают никогда окончательно зафиксированы, текст понимается максимально широко. Принято считать, что эта идея была взята из теории Н.Волошинова, который в своих работах не только говорит о том, что знак вне социального контекста не фиксируется, но и отмечает, что ареной классовой борьбы становится сам знак.

В основном, исследования Бирмингемской школы основываются на теории идеологической Гегемонии А.Грамши. главным принципом идеологии является не то, что против давления идеологической машины трудно сопротивляться, а в том, что идеология может сформировать здравый смысл, то есть показать определенное положение дел как понятное, очевидное. Но идеология не может существовать в монолитной форме, этой идеологией по-разному пропитываются различные сообщества. Например, интеллектуальная элита от широкой массы отличается своими теоретическими построениями. Широкая масса в основном ухватывает разрозненные элементы идеологического текста.

«Критический анализ. Бирмингемская школа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Средства массовой коммуникации с точки зрения современных «культурных исследований» рассматриваются в качестве источников идеологической гегемонии, растворяющих буржуазную идеологию и превращающих ее для обыденного человека в дискурсивные формы.

Кодирование и декодирование в теории С. Холла

Главной работой Бирмингемской школы является статья «Кодирование/декодирование» С. Холла. Ключевая задача дискурса – закрытие значения, сведение смыслового многообразия к определенности. Согласно теории С. Холла, это и является кодированием. Но он концентрирует внимание на идеологической составляющей, поэтому кодирование – это не только закрытие значение согласно господствующей идеологии. Этот процесс делает идеологический код очевидным, он оказывается в сфере здравого смысла. В связи с этим происходит формирование гегемонистского культурного порядка.

В теории С. Холла основное внимание уделяется декодированию. Он отмечает, что то, каким образом сообщение было закодировано, сильно отличается от того, как это сообщение декодируется.

В том случае, когда акты кодирования и декодирования друг от друга не отличаются, аудитория использует гегемонистские коды. Это означает, что она полностью пропитана буржуазной идеологией. В такой ситуации сообщение доходит до реципиента без искажений, и он может получить удовольствие от процесса узнавания, когда в навязываемом дискурсе узнает себя. Однако подобная ситуация встречается очень редко. Как правило, культурные исследователи наблюдают согласие с преобладающим гегемонистским порядком и одновременно несогласие с локальным положением дел. То есть субъекты могут быть не согласны с тем, что им предписано, но могут соглашаться с общей идеологией.

Важным актором для культурных исследователей является семантическая герилья, когда процесс декодирования осуществляется радикальным образом. Реципиент в такой ситуации занимает противоположную гегемонизирующему дискурсу позицию. Основной задачей культурных исследований является обучение аудитории проведению семантической герильи.

В культурных исследованиях есть и слабое место. Они четким образом не определяют, как конкретно идеология реализуется в дискурсе. То есть она в дискурсе предполагается.

Сторонки Бирмингемской школы дискурс-анализа в своих размышлениях заходят иногда слишком далеко, заявляя о существовании гегемонистского кода не только в дискурсах, но и в медиумах и жанрах. То, что дискурс написан в газете означает, что он уже пропитан идеологическим кодом независимо от содержания. В этом случае осмысливается роль медиума в массовых коммуникациях вообще.

Бирмингемская школа дискурс-анализа, выходя в отрицание гегемонистского порядка, отказывается от основной конструкционистской интуиции о равных дискурсах. Бирмингемская школа наделяет привилегированностью и истинностью оппозиционный дискурс. Но они это делают не после проведения исследования, а до него, чем в значительной степени обусловливают его. Бирмингемская школа в таком смысле, являясь изначально достаточно маргинальным направлением в дискурс-анализе, особо выделяется среди современных популярных теорий дискурса.

Дж. Фиск считает, что таблоидные издания оказывают на массовую аудиторию более позитивное влияние, чем качественные издания, так как сенсационные сообщения, размещаемые в таблоидах, поддаются истолкованию легче, чем объективные репортажи и аналитические статьи, публикуемые элитарными изданиями.

Это связано с тем, что сенсация всегда предполагает оппозицию нормальному порядку вещей, а значит, она подрывает официальный порядок. Такие сообщения не претендуют на абсолютную достоверность, а значит, интерпеллируют к скептическому субъекту, колеблющемуся между верой и неверием, так как он считает, что видит всех насквозь и не хочет, чтоб его обманули.

При этом претензия качественных изданий на объективность и правдивость сообщений – это политический акт, который направлен на то, чтобы дисциплинировать аудиторию, превратить их в субъектов «верующих» и заставит их тем самым занять подчиненную позицию относительно власти.

То есть, по мнению представителей Бирмингемской школы, желтая пресса намного лучше качественной, так как имеет менее жесткие критерии профессионализма.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 02.12.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot