Корпоративные СМИ – это каналы распространения информации о корпорации, созданные, управляемые и наполняемые самой корпорацией.
Общественный контекст
Основу успешной деятельности любого субъекта рыночной экономики составляет положительная репутация, которая формируется благодаря продуцированию ключевых корпоративных задач и установок при помощи средств массовой коммуникации. И одним из таких средств, которые помогают корпорациям строить эффективные коммуникации с аудиторией, являются корпоративные средства массовой информации.
Корпорации – это юридически зарегистрированные объединения экономических субъектов, действующие на основе устава либо другого документа, регламентирующего главные цели и задачи данного объединения.
Корпоративные медиа играют важную роль в обеспечении информационной прозрачности корпоративной деятельности – это непременное условие функционирования государственных и коммерческих структур в информационном обществе. Средства корпоративных медиа обеспечивают охват массовой аудитории с помощью эффективной коммуникационной стратегии, которая с одной стороны неразрывно связана с корпоративной политикой, с другой – с пониманием потребностей аудитории.
Корпоративная пресса существует с начала 19 века – прототипы таких средств массовой информации возникли на Западе с переходом от мануфактурного производства к машинному, которое требовало от людей коллективных усилий.
Объектом научного исследования корпоративные медиа стали в конце 20 века.
В конце XX в. корпоративные медиа стали объектом научного исследования. Вначале интерес к особенностям функционирования корпоративной прессы проявили специалисты по связям с общественностью – они изучали корпоративные СМИ как инструмент пиар-технологий. Со временем эта разновидность изданий занимала прочное место среди остальных видов «большой» прессы.
Вся совокупность корпоративных СМИ делится на две группы – издания горизонтального типа (содержание таких изданий в первую очередь нацелено на потенциальных и реальных клиентов компании) и вертикального типа (в таких изданиях информация распространяются от руководства к сотрудникам и наоборот).
В России корпоративные СМИ в некоторой степени опираются на установки и опыт времен СССР, когда каждое министерство, крупный завод и т.д. имели собственную «многотиражку».
«Многотиражка» - это небольшая газета, выходившая тиражом 1000 экземпляров.
В современной России главными заказчиками корпоративных изданий являются различные банки, ассоциации, холдинги, крупные компании. Если еще не так давно наличие корпоративных медиа было прерогативой западных корпораций, то сейчас эта тенденция в России начала стремительно развиваться.
Корпоративное издание, как правило, создается для:
- Продвижения компании среди целевой аудитории;
- Борьбы с недостатком информации о компании и внутри компании;
- Позиционирования компании, ее сферы деятельности, идеологии, философии, общественно-политического значения, развития и личностей, работающих в этой компании;
- Регулярного рассказа об изменениях и новостях, происходящих в корпорации;
- Поддержки эмоциональной привязанности и лояльности внутренних и внешних групп общественности компании.
Основные цели и задачи корпоративных СМИ преимущественно остаются неизменными:
- Мотивация, вдохновение успехов;
- Информирование персонала о состоянии дел в корпорации и планах;
- Предупреждение кризисных ситуаций;
- Забота о персонале;
- Эффект «обратной связи»;
- Создание позитивного информационного фона.
Типологизация корпоративных СМИ
Пиар-специалисты и журналисты как правило разделяют корпоративные СМИ на три группы:
- Внутрикорпоративные;
- Партнерские;
- Клиентские.
Таким образом, большинство специалистов склонны выделять три читательских адреса: персонал корпорации, представители бизнеса, клиенты – конечные потребители продукта, услуги. Но выделяют и других адресатов – к этой классификации добавляют медиа, которые адресованы всей отрасли, а также смешанные издания, в которых освещаются темы, интересные не только персоналу, но и внешней аудитории. Также ряд исследователей в отдельную категорию выделяют издания для правительственных структур, но на практике эти издания можно включить в партнерские.
Исследователи либо четко разграничивают СМИ на корпоративные, традиционные (массовые) и условно-корпоративные, которые нельзя в полной мере отнести к какому-либо одному из этих видов.
Виды корпоративных изданий:
- Электронные: клиентский сайт, партнерский сайт, электронный бюллетень, сайт для сотрудников, сайт мероприятий и акций;
- Печатные: газета, журнал, каталог, бюллетень, Информационный лист, Информационная доска.
Специфика массовых коммуникаций
Структура внешнекорпоративных СМИ не позволяет их включить в какую-то одну группу, в то время как издания для партнеров относятся к деловой прессе, а клиентские могут приближаться к массовым.
Теоретики паблик рилейшенз, признав огромный потенциал влияния корпоративной прессы на массовую аудиторию, смогут более углубленно и последовательно изучать пласт прессы, который ранее они относили к смешанной. Например, есть большое количество корпоративных медиа, которые решают такие задачи, как контроль за правами групп граждан, лоббирование принятия законов, организация культурных мероприятий и т.д. Набор этих функций говорит о тенденции социализации корпоративных СМИ.
С точки зрения выполняемых задач такие издания, конечно, остаются в рамках «корпоративности», так как сама повестка дня корпорацией формируется исходя из ее интересов. Поэтому взгляд редакции нельзя назвать абсолютно объективным, а объективность является главным принципом журналистики.
Корпоративные издания – это СМИ с большой степенью зависимости от заказчика. Отличительным свойством корпоративных СМИ является эффективное взаимодействие с аудиторией, а не извлечение прибыли, как в случае с рыночной прессой.