Аудитория – это активная и самостоятельно формирующая свое отношение со средствами массовой информации «часть» журналистики как системы.
Воздействие журналистского текста на аудиторию
В процессе реализации культурных, идеологических и других функций журналистики появляется проблема эффективности их выполнения. Это требует от журналиста нацеленности на аудиторию, умения заинтересовать ее, найти к ней подход, увлечь, донести информацию. Поэтому каким бы высоким ни был уровень синтаксической и семантической адекватности, оценивать эффективность только по этим критериям нельзя. Часто бывает так, что с прагматической точки зрения высокие качества произведения оказываются «недостатками». К примеру, использование редких лексических средств языка, применение сложных синтаксических конструкций, композиционных построений может сделать журналистский текст труднодоступным и привести в определенной аудитории к дисфункциональным последствиям. Такой же результат может получиться и при чересчур акцентированном изложении верных положений, при слишком большом объеме информации в малый отрезок времени и т.д. Эти случаи – вполне реальны в журналистской практике. Они возникают именно по той причине, что не берутся во внимание требования прагматической адекватности в процессе создания текста. Такие случаи можно назвать «парадоксами эффективности».
От прагматических качеств текста зависит эффективность воздействия журналистики. Они определяются использованными навыками журналиста, которые, в свою очередь, зависят от владения им методами журналистской деятельности. В цепочке «метод – умение – качество - эффективность» эффективность является определяющим и результирующим понятием, поэтому остальные элементы должны быть подчинены достижению требуемого конечного результата. Таким образом, все элементы журналистской деятельности, компоненты содержания и формы его произведения, обязательно должны быть ориентированы на аудиторию.
Результатом, которого добивается журналист, является эффект – конкретное изменение в сознании и поведении целевой аудитории. В области сознания такие эффекты обнаруживаются:
- в миросозерцании;
- в мировоззрении;
- в историческом сознании;
- в общественном мнении.
Внутри каждого из перечисленных компонентов массового сознания эффекты обнаруживаются в знаниях, убеждениях, представлениях, нормах, ценностях, идеалах, стремлениях и т.д.
В поведенческой области, которая определяется сознанием, эффекты обнаруживаются в изменении направленности действий в общественной жизни, в трудовой деятельности, в сфере досуга, быта и т.д.
При этом в сознании и поведении эффекты проявляются и как появление каких-либо новых образований, так и как дополнение, корректировка, развитие уже имеющихся, и как опровержение, переоценка, вытеснение осознанного как ложного, негодного, вредного для аудитории.
Аудиторией люди становятся по своей воле, выбирая самостоятельно для спорадического или регулярного контакта какие-либо источники информации.
И в составе аудитории определенного СМИ люди остаются тогда, когда ощущают, что информация субъективна значима для них и удовлетворяет их нужды. При этом часть аудитории становится более активной и в сфере «обратной связи». Представители аудитории часто становятся авторами публикуемых в СМИ материалов. Причем не только писем, но и журналистских произведений.
Особенности восприятия текста массовой аудиторией
Речевая деятельность, по мнению А. Н. Щукина и Э. Г. Азимова – это активная, целенаправленная, опосредованная языковая система и обусловленный ситуацией общения процесс приема и передачи сообщений. Это актуально и для журналистских текстов. На создание публикации, вида смысловой кодировки, выбора канала влияет ситуативность. Медиадискурс в этом смысле приобретает черты мультимедийности и поликодовсти и вбирает в себя свойства невербального и вербального дискурсов.
Событийность текста, его привязка к конкретной ситуации является ключевым требованием для функционирования журналистских текстов.
Этим требованиям соответствует и мультимедийная история.
В пространстве Интернет журналист получает возможность создать полиформатное пространство какого-то события в виде мультимедийной истории. В этом случае в процессе реализации журналистской речи с вербальным дискурсом в качестве речевого акта можно рассматривать и невербальный дискурс, обеспечивающий передачу, получение, усвоение массовой информации в соответствии с намерениями и задачами журналиста и потребностями, спецификой массовой аудитории.
Речевая деятельность в условиях современной диалогизации медийного пространства преобразуется в речевое взаимодействие коммуникантов, в состав которого входи речевое реагирование и речевое воздействие.
Воздействие журналистского текста в форме мультимедийной истории обусловливается вербальным и невербальным речевым поведением журналиста. Оно направлено на регуляцию поведения массовой аудитории, которая является в этом случае речевым партнером. Реагирование аудитории является мотивированным откликом. Он включает в себе речевые поступки, носящие аффективно-оценочный характер и основанные на декодировании речевого послания.
Журналист оказывает на аудиторию речевое воздействие с определенной целью и получает от нее вербальную и невербальную реакцию. Он декодирует смыслы, заложенные в этой реакции, и прогнозирует возможное речевое реагирование и речевое поведение. Таким образом, в диалоге журналиста и массовой аудитории наблюдается непосредственный, живой процесс приема и обработки информации. В мультимедийном пространстве он по своим характеристикам приближается к процессу движения мысли, который одновременно охватывает все рационально-эмоциональное многообразие ситуации в конкретный момент коммуникации.