Мировой рынок СМИ
Рынок средств массовой информации всего мира имеет масштабное многообразие, даже, несмотря на то, что телевидение, Интернет, радио и печатные издания функционируют на территории всех стран.
В 1986 году впервые вышел краткий сборник под названием «Зарубежная печать», на его страницах нашли место 3840 печатных периодических изданий (журналы и газеты). Обхват территорий составил 204 развитых государства. Ярко выделялись газеты – ветераны, продолжающие выходить порядка 300 лет, то есть с XVII века.
Стоит отметить, что и по сей день существует ряд стран, которые не занимаются выпуском именно периодических изданий: Тонга, Новая Гвинея, Вануату и другие. Этот список состоит из 23 стран.
Информационное воздействие периодических изданий оказывает одинаковое влияние на общество. К примеру, по данным газеты «Монд» на 1996 год среднее количество газет на 1000 жителей страны было такое:
- Щвеция – 600 газет;
- Япония – 567 газет;
- Финляндия – 464 газет;
- Швейцария – 365 газет;
- Сингапур – 345 газет;
- Англия (Великобритания) – 317 газет;
- Германия – 314 газет;
- США – 225 газет;
- Франция – 156 газет;
- Люксембург – 338 газет.
Таким образом, можно говорить практически о стопроцентном оповещении общества при помощи периодических средств массовой информации.
Велась и другая статистика, говорящая о том, какое количество газет и журналов продавалась в стране. Первое место по продажам печатных периодических изданий занимает Япония. По данным на 1996 год около 72 млн. экземпляров продавалось в стране. Второе место отдано России – 30 млн. экземпляров, и третье место Германии – около 26 млн. экземпляров периодических изданий. Ориентирование читательской аудитории происходит на важные новости, которые своим подтекстом имеют возможность формировать общественное мнение в том или ином направлении. Самыми популярными темами, которые освещаются в то время, являются: политика, образование, здравоохранение, социальное и культурное поведение общества.
Основные типы западных печатных изданий
Периодическая печать XVI – XVIII веков характеризуется тремя основными типами изданий.
- Еженедельная пресса;
- Ежедневная пресса;
- Журнал.
И только в начале XIX века происходит разделение прессы:
- Качественная пресса – это издания, которые рассчитаны на высокообразованную аудиторию.
- Массовая пресса – это пресса, ориентированная на публикации материалов о социально – бытовых проблемах, которые доступны для понимания большей массы читательской аудитории. Стоит отметить, что здесь авторское представление невелико. Основная опора приходится на готовность читателя принять новость, предложенную печатным изданием, а не на интеллектуальное доверие читателей.
Вследствие этого значительно усиливается роль рекламы. Кроме того, происходят процессы, связанные с индустриализацией газетно – журнального производства и коммерциализации журналистики в странах США и Западной Европы.
Что же последовало за изменением в процессе газетно – журнального производства:
- Коммерциализация журналистики;
- Появление информационных агентств (создание и выход на рынок);
- Изобретение фотографии;
- Изобретение телеграфа;
- Изобретение телефона;
- Изобретение радио.
Судьбоносный XX век для зарубежной журналистики
XX век для средств массовой информации на Западе стал судьбоносным:
- Появление радиовещаний;
- Появление телевещаний;
- Целенаправленное применение компьютеров;
- Углубленные информационно – коммуникационные процессы;
- Создание национальных монополий;
- Создание транснациональных компаний в сфере массмедиа.
Что касается проблем, возникающих у зарубежных средств массовой информации, то их имеется большое количество. Более детально их следует рассматривать на каждом отдельном примере.