Журналистика – это очень динамичный общественный институт. Профессия, как и сама специальность многообразна и напрямую зависит от социальной реальности, а также от общественного настроя. Журналистика способна отражать общественное мнение, формировать его, а также является своеобразным инструментом социального управления. Возможно, именно по этой причине журналистику называют четвертой властью, после исполнительной, судебной и представительной.
Журналистское образование представляет собой целую систему подготовки литературнограмотных сотрудников для редакций газет и журналов, телевидения и радиовещания.
Первые университеты для журналистов
Первые высшие учебные заведения с факультетами для подготовки журналистских кадров появись во второй половине XIX века на территории Германии и США. Чуть позднее факультеты открылись во Франции, Великобритании, Японии, Китае и Италии.
На территории России до революции подобных высших учебных заведений не существовало, а самостоятельная отрасль учебной журналистики появилась в первые годы образования СССР. С 1918 года подготовка ценных кадров для журналистики производилась на курсах Коммунистического университета им. Я.М. Свердова, а также при РОСТА (Российском телеграфном агентстве).
В 1921 году открылся Московский институт журналистики, который сумел осуществить мечту большого количества студентов.
Высшее образование
Высшее журналистское образование предусматривает обучение студентов на протяжении 5 академических лет. Сегодня в России существует два варианта обучения для студентов по специальности «журналистика»:
- Очное обучение (на протяжении 5 лет), сочетает в себе теоретические и практические занятия, а также профессиональная и преддипломная практики.
- Заочное обучение (на протяжении 6 лет), сочетает в себе по большей части самостоятельные теоретические и практические занятия, профессиональная и преддипломная практики. Современное журналистское образование имеет учебные циклы по нескольким образовательным предметам:
- Общественные дисциплины
- Экономические дисциплины
- Филологические дисциплины
Кроме того, студенты филологических факультетов проходят обучение и по другим циклам:
- Специальные циклы: теория и практика печати, зарубежная журналистика, литературное редактирование, отечественная журналистика
- Прикладные циклы: фотодело, стенография и машинопись.
Производственная практика студента филологического факультета проходит в редакциях центральных или местных газет, в городских или краевых издательствах, в редакциях телевидения или радио.
Современное журналистское образование
Современная журналистика относится к типу открытых профессий, так как для работы в этой сфере не требуются специальные навыки, лицензии на проведение и осуществление деятельности, дипломов или обязательных сертификатов. Сегодня дипломированные репортеры работают в одном коллективе с людьми с иными специальностями.
Специалисты отмечают надвигающийся кризис современного журналистского образования, перечислим факторы, влияющие на данные показатели:
- Настоящего профессионала в области журналистики нужно поискать, сегодня их не хватает;
- Полностью отсутствует государственный заказ на качественную журналистику, как следствие, снижается качество образования и необходимость в нем;
- Полностью или частично в некоторых регионах отсутствует процесс трудоустройства выпускников филологических факультетов;
- Имеется пропасть между средствами массовой информации и образовательными учреждениями;
- Нет или частично отсутствует система повышения квалификации кадров, нет процессов аттестации для дальнейшей работы;
- Рынок средств массовой информации настолько бурно развивается, что журналистское образование не успевает за его требованиями.