Информативность текста – это степень смысло-содержательной новизны текста для потенциального читателя, заключенная в теме, авторской концепции, системе авторских суждений и оценок.
Понятие информационной насыщенности и информативности текста
Главной, общей целью создания любого текста является сообщение информации.
Общее количество информации, которая содержится в тексте, называется его информационной насыщенностью.
Но ценностью обладает в первую очередь новая информация, прагматическая, полезная. Именно полезность является показателем информативности текста. То есть информационная насыщенность текста является абсолютным показателем качества текста, а информативность – относительным, так как степень информативности зависит от читателя.
Таким образом, информативность текста – это степень смысло-содержательной новизны текста для потенциального читателя, заключенная в теме, авторской концепции, системе авторских суждений и оценок.
Информативные качества текста могут возрастать или снижаться. Например, информативность будет снижаться, если информация повторяется, и будет возрастать, если в тексте содержится максимально новая информация.
Так как текст состоит из высказываний, при оценке его уровня содержательности важно установление соотношения между высказыванием и отраженной в нем ситуацией. Известно, что полного соответствия между ними нет, поверхностная структура высказывания и глубинная структура не совпадают.
Поверхностная структура – это количество присутствующих в высказывании языковых знаков.
Глубинная структура – это количество заключенной в высказывании информации.
Это связано с асимметричностью языкового знака, суть которого состоит в том, что на уровне единиц плана выражения как правило бывает меньше единиц, чем на уровне единиц плана выражения. Другими словами, слов меньше, чем смыслов, выражаемых ими. Это является законом нормального» речетекстообразования.
Проблема декодирования текста. Понятие «среднего читателя»
Несоответствие между означаемым и означающим может меньшим или большим. Это ставит вопрос о так называемой семантической избыточности или экономии.
В связи с этим существенной становится проблема авторского намерения и читательского восприятия информации, то есть проблема кодирования текста и декодирования. При этом декодирование может быть неполным или полным. Таким образом, оказывается различной «глубина прочтения» текста.
Авторы научно-популярных, художественных текстов как правило ориентируются на «среднего читателя» (это читатель, условно, усвоивший программу средней школы). Однако само понятие «средний читатель» может варьироваться. Например, автор научной статьи буде ориентироваться на специалиста в рассматриваемой отрасли знания, и он будет для этого автора «средним читателем». Поэтому при оценке информативности текста стоит ориентироваться на соответствие (несоответствие) уровня потенциального читателя информационным качествам предлагаемого текста и уровню автора.
На основании этого читатели делятся на три группы:
- Читатели, чей тезаурус превышает тезаурус автора;
- Читатели, которые соответствуют статусу «среднего читателя»;
- Читатели, которые не достигли уровня «среднего читателя».
Повышение информативности текста
Есть два пути повышения информативности текста:
- Интенсивный
- Экстенсивный.
В рамках перечисленных путей есть различные способы. Учесть их вряд ли возможно.
При интенсивном способе повышения информативности текста происходит свертывание информации за счет уменьшения объема текстового пространства, объем самой информации при этом сохраняется. Свертывание информации дает возможность передать ту же информацию болеем экономичным способом.
При экстенсивном способе информативность повышается путем увеличения объема непосредственно самой информации. Использование этого способа приводит к подробной детализации изложения. Это обеспечивает возможность глубже рассмотреть явление, обнаружить связям и отношения изучаемого объекта с окружающем его внешним миром.
Важную роль в повышении информативных и информационных качеств текста играют ссылки, сноски, системы полей, указателей, выделения разрядкой, курсивом и т.д. Они по своей сущности являются дополнительной информацией, так как связаны с введением дополнительных знаков. Но их роли – не пояснение ранее сказанного, а обеспечение целенаправленного поиска необходимой информации.
Напряженность и ненапряженность текста
Информационную насыщенность текста можно рассматривать не только в плане полезности или неполезности информации для выбранной категории читателя, но и в плане речевых единиц, составляющих текст.
Имплицитные и эксплицитные формы выражения мысли приводят к возникновению таких качеств, как ненапряженность и напряженность текста.
Оптимальная семантическая наполненность приводит к структурной напряженности (когда нужно воспринимать смысл, не выраженный словами). Примером ненапряженного изложения является малая конденсация информации.
Напряженность текста снимается сближением объемов означаемого и означающего. А чрезмерная напряженность вызывает затрудненность восприятия.
Повысить или понизить напряженность текста можно исходя из назначения текста. В некоторых случаях степень напряженности или ненапряженности изложения может являться стилеобразующим фактором. Ненапряженный текст – это текст, развернутый логически, без скачков в тематических последовательностях, без пропуска смысловых звеньев.
Но всегда существует стремление сократить изложение сообщения, сохранив при этом смысл. То есть всегда есть стремление повысить напряженность текста вне зависимости от вида текста.
Информационная напряженность не всегда связана с пропуском понятий-терминов. Также затруднения могут появится и при недостаточной логической развернутости сообщения.