Геокультурное пространство – это система устойчивых культурных представлений, которые формируются на определенной территории в ходе взаимодействия различных культурных норм, традиций, вероисповеданий, ценностных установок и т.д.
Глобальная система сети Интернет стала фактором экономической и политической действительности. Интернет становится геополитической коммуникацией, информация, размещенная в Интернете – стратегическим ресурсом, который не имеет государственно-территориальной организации.
Традиционно статусные коммуникации выступают в трех формах:
- Политической коммуникации;
- Географической коммуникации;
- Социальной коммуникации.
Политические коммуникации связаны со сверхдержавами, государственными институтами, великими державами.
В результате информационной революции представления о национальной безопасности трансформировались. Наряду с материальными ценностями, объектами поражения в информационных конфликтах оказываются ценности, которые можно защитить при наличии чувства национальной гордости, достоинства, цивилизованной принадлежности.
Основные элементы китайского подхода к информационной геополитике
Китай можно назвать мировым лидером в ведении геополитической информационной войны.
Термин «информационная война» был впервые введен в Китае в 1985 году Шэнь Вэйгуаном, ведущим теоретиком информационной войны. Основными элементами китайского подхода являются:
- Теоретическое запугивание;
- Противостояние информационных потенциалов;
- Противостояние информационных стратегий;
- Введение искусственного интеллекта (повышение информатизации войск);
- Информационная агрессия в экономической сфере;
- Информационная агрессия в области культуры;
- Информационная война умов, где главным методом является мирное устрашение, а главным объектом – психология.
Китайское руководство ввиду неизбежности будущего геополитического противостояния с США начало тщательного подготовку к информационным операциям в условиях современности. На вооружение китайцы взяли информационную концепцию маршала Н. В. Огаркова, начальника Генштаба ВС СССР, которая в СССР не была воспринята. Китайцы связали ее с теоретическими взглядами Сунь-Цзы и Конфуция.
Следует понимать, что область информационной геополитики в Китае является наиболее засекреченной, поэтому добыть сведения о ней из открытых источников очень сложно.
Развитию СМИ в Китае уделяется много внимания. Издается более 2,5 миллиардов экземпляров журналов, примерно 20 миллиардов экземпляров газет. Кроме того, в стране около 1500 радиостанций. Стремительными темпами развивается Интернет.
Активный рост популярности сети Интернет в Китае не может оставить равнодушными ряд западных компаний. В 200 году американской компанией Yahoo!Inc. было подписано соглашение о стратегическом партнерстве со специализирующейся на электронной торговле китайской компанией Alibaba.com.
Alibaba. Com – крупнейший китайский сайт по продаже различных товаров в режиме онлайн. Компании принадлежит крупнейший Интернет-аукцион Taobao. com.
По мнению китайских теоретиков информационной войны, результаты «холодной войны» подтвердили верность китайского подхода.
Китайцы сумели создать эффективную систему информационного обеспечения. Особенно наглядно это было видно после студенческих волнений в 1989 году. Тогда до населения через СМИ была доведена информация о том, что в Шанхае, Пекине и ряде других крупных городов действуют небольшие группы уголовников и экстремистов. Лидерам страны удалось убедить население в том, что все беспорядки были инспирированы США. Именно тогда китайцы одержали первую победу в информационном противостоянии против американцев. В этой победе большая роль принадлежала эффективному информационному воздействию на китайскую диаспору в Западной Европе и США.
Еще один крупный геополитический успех Китая – бесконфликтное присоединение Гонконга, которое произошло в 1997 году. Прежде всего успех был достигнут благодаря проведенным эффективным стратегическим информационным операциям против британских и американских политических элит.
Концепция Сетевых сил
В Китае активно развивается концепция Сетевых сил.
Сетевые силы – это воинские подразделения численностью до батальона. Сетевые силы состоят из первоклассных компьютерных экспертов, которые обучались в государственных академиях, университетах и специальных учебных центрах.
Главный акцент при их формировании делается на привлечение молодежи из числа активных пользователей Интернета. Регулярно проводятся крупномасштабные учения Сетевых сил по отработке концепции информационной войны.
Инцидент с американским разведывательным самолетом, случившийся над Тайваньским проливом в 2001 году показал, что американцы не способны противостоять достаточно агрессивной информационной политике Китая. Стратегически Китай переиграл США.
Атаки китайских хакеров в период кризиса на системы минобороны США оказались довольно эффективными. Созданная США национальная система информационной безопасности оказалась тяжеловесной и неповоротливой.
В Китае создана тайная государственная система ведения информационной войны, позволяющая осуществлять в нужное время массированное применение средств и сил. Ядро этой системы составляют:
- Исследовательское бюро при госсовете КНР;
- Системно-аналитический центр министерства госбезопасности.
Китайская система ведения информационной войны максимально эффективно действует в финансовой сфере. Китай получает от китайских диаспор информацию, благодаря чему осуществляется тотальный контроль за средствами массовой информации тихоокеанского региона. Большая часть СМИ контролируется сотрудниками китайской разведки. При помощи управляемых СМИ китайцы осуществляют комплексные информационно-психологические операции.
Установление контроля над самыми крупными банками азиатского региона, в первую очередь, в Сингапуре и Малайзии, является феноменальным успехом спецслужб Китая.
Благодаря мощному китайскому лобби, организованному китайской разведкой на территории США, Китай решает целый ряд стратегических задач:
- Обеспечение продвижения китайских товаров;
- Стимуляция роста китайской диаспоры;
- Добыча передовых технологий и научных разработок для китайской промышленности.