Имидж – это искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании различными средствами.
Понятие имиджа журналиста
В массовом сознании имидж создается с целью формирования определенного отношения к объекту. Имидж может сочетать реальные свойства объекта и свойства, ему приписываемые, несуществующие. Идеальный имидж – тот, при котором происходит совпадение следующих элементов:
- Представлений субъекта о самом себе;
- Желаемого образа;
- Образа, реально сложившегося в обществе.
Другими словами, совпадают границы идентичности и зона свободы и ответственности. В том случае, если идентичность не достигается, может возникнуть озабоченность имиджем, за которой скрывается поиск свободы, самоопределения и ответственности современного человека либо стремление уйти от этой ответственности и свободы.
Имидж журналиста можно рассматривать с двух сторон: как имидж человека и как имидж лица, представляющего какое-либо СМИ. В первом случае имидж сохраняется на протяжении всей карьеры, во втором – имидж может изменяться в зависимости от места работы.
Если рассматривать имидж личности, то здесь речь идет о целостном сформированном впечатлении, образе, которое человек производит.
Основными составляющими имиджа журналиста в профессиональной среде являются:
- Профессионализм;
- Этические принципы;
- Стиль одежды;
- Профессиональная мораль.
Модели и функции имиджа журналиста
Журналист по роду своей профессии должен владеть многими типами имиджей. Но специфика его деятельности в том, что он общается с массовой аудиторией, поэтому должны быть четко отлажены и защитные, и активные компоненты имиджа.
Активные компоненты имиджа, позволяющие журналисту достучаться до аудитории, с профессиональной точки зрения важнее. Поэтому выделяют три основных типа имиджа:
- Утешитель – подчеркивание позиции «я такой же, как и вы, я свой» (например, В. Молчанов);
- Провокатор – подчеркивание позиции «я знаю, кто вы есть на самом деле», задавание наводящих вопросов. Например, часто подобным образом себя ведет А. Малахов.
- Арбитр – подчеркивание позиции «главное – поиск истины, а не наши отношения» (например, Е. Киселев).
Существует еще одна классификация социального имиджа журналиста, предложенная Е. И. Прониным и Е. Е. Прониной:
- По уровню близости: герой, антигерой, мистическая личность;
- По типу контакта: авторитарный, дружеский, экспертный;
- По функции в процессах социализации: вожак, кумир, учитель, командир, мэтр;
- По парадигме мышления и типу текста: прагматик, моралист, психоаналитик, игрок.
Имидж журналиста выполняет несколько функций. В первую очередь, он дает журналисту возможность выделиться, заявить о себе, обрести лицо, а затем руководить восприятием информации. затем имидж позволяет акцентировать внимание аудитории на тех качествах личности, которые необходимы в конкретной ситуации. Кроме того, имидж журналиста позволяет ему установить тесный контакт с целевой аудиторией.
Как правило, эти роли в обычной ситуации перемежаются. И так как имидж является результатом общения двух сторон, выбирается он относительно конкретного человека (например, журналист печатного издания может менять свой имидж в зависимости от особенностей респондента, у которого он берет интервью). Но на телеэкране ведущий традиционно придерживается одного имиджа. И большое значение в этом случае имеет харизматическая модель коммуникации.
Например, Дж. Голхабер установил, что во многом успех телепередачи зависит от того, обладает ли харизмой личность, ведущая ее. Анализ ток-шоу позволяет говорить о том, что в большей степени аудитория фиксирует поведение ведущего, чем факты по обсуждаемому вопросу.
Харизма – это наделение личности свойствами, которые вызывают безоговорочную веру в ее возможности, преклонение перед ней.
Формирование имиджа журналиста
В современных условиях аудитория склонна к персонификации всех типов коммуникаторов – политиков, известных людей, журналистов и т.д. Также можно говорить и о «персонификации» безличных коммуникаторов – периодических изданий, телеканалов, телепрограмм.
При создании имиджа журналиста нужно учитывать следующие обстоятельства:
- Имидж журналиста всего упрощен по сравнению с объектом;
- Имидж динамичен и может изменяться;
- Имидж находится между восприятием и воображением, между реальным и желаемым.
Процесс формирования имиджа состоит из нескольких этапов. На первом этапе выявляются целевые группы, с которыми журналист собирается взаимодействовать в первую очередь. На втором этапе изучаются пристрастия аудитории, с которой индивидуальный коммуникатор собирается взаимодействовать – образ, который он стремится создать, должен отражать ожидания аудитории, реальной и потенциальной.
Доминирующими составляющими «работающего» имиджа являются:
- Умение говорить на языке аудитории;
- Знание ее предпочтений;
- Чувство юмора и остроумие.
Следующий этап – подбор и «примерка» типажа, то есть социальной роли коммуникатора.
Затем начинается следующий этап – привлечение внимания к персоне журналиста. С первых секунд коммуникативного контакта коммуникант по внешнему виду, манере держаться и общаться определяет перспективность взаимоотношений.
Важно то, что и как говорит журналист, насколько это убедительно и аргументировано.
Важной для журналиста является способность вызвать доверие у аудитории. Здесь можно говорить о незаурядных личных качествах журналиста, его компетентности, профессионализме, об определенном «стандарте» героя у той или иной группы аудитории СМИ.
Самым главным этапом процесса формирования имиджа является то, что журналист должен для себя самостоятельно либо с помощью имиджмейкеров определить, чего он хочет добиться в своей профессии, что он умеет и может, кем является на данный момент как личность и что нужно сделать, чтобы добиться желаемого результата.
Формирование имиджа журналиста возможно только в действии. Внимание при этом акцентируется на выигрышных качествах, а нежелательные черты вуалируются либо интерпретируются по-иному.