Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Газетно-публицистический стиль

Определение 1

Публицистический стиль — это функциональный стиль речи, который используется в таких жанрах, как статья, репортаж, очерк, фельетон, памфлет, интервью, ораторская речь.

Специфика газетной речи

Специфика газетной речи заключается в первую очередь в ее особой и намеренной выразительности и экспрессивности высказываний. Еще одна стилевая черта публицистической речи, которая связана с экспрессивностью – наличие стандарта.

Газета отличается своеобразием условий языкового творчества. Газета создается в короткие сроки, которые часто не позволяют довести обработку языкового материала до идеала. И создается газета не одним лицом, а множеством журналистов, которые свои материалы готовят часто в отрыве один от другого. Многообразие газетных жанров, публикации на страницах газет приказов, объявлений, проектов законов, распоряжений, писем читателей накладывает отпечаток на особенности языка газеты.

Это обусловливает возникновение речевых стандартов. Речевые стандарты появляются и по другим причинам – вследствие ограниченного круга тем, вследствие повторяемости тематики. Одна из основных причин возникновения стандартов, а порой и штампов – стремление к экспрессивности высказывания. В условиях газетного творчества поиски способов экспрессивности вызывают переход экспрессии в стандарт. Поэтому в некоторых случаях положительное стремление оборачивается противоположностью. Но это не означает необходимости снижения требований к экспрессивности газетно-публицистической речи.

Замечание 1

В. Г. Костомаров определяет основной стилистический принцип публицистики как единство экспрессии и стандарта, которое составляет специфику газетной речи.

Особенности газетно-публицистического стиля

Газетно-публицистический стиль характеризуется такими чертами, как:

  • Логичность;
  • Наличие общественно-политической лексики;
  • Оценочность;
  • Эмоциональность;
  • Призывность.
«Газетно-публицистический стиль» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В газетно-публицистическом стиле помимо нейтральной широко используются торжественная лексика и фразеология, короткие предложения, эмоционально окрашенные слова, безглагольные фразы, рубленая проза, восклицания, риторические вопросы, повторы и т.д. Особенности этого стиля обусловлены и широтой тематики из-за чего появляется необходимость включения специальной лексики. В то же время, ряд тем находится в центре внимания общественности, поэтому лексика, которая относится к этим темам, получает публицистическую окраску. Такими темами являются политика, экономика, здравоохранение, экономика, военные темы, криминалистика.

Характерным для газетно-публицистического стиля является использование оценочной лексики, которая обладает эмоциональной окраской. Данный стиль используется в области общественных, политико-идеологических, культурных отношений. Информация предназначается для широких слоев населения, а воздействие информации направлено не только на разум адресата, но и на его чувства.

Экспрессивная функция газеты, которая обусловлена ее воздействующей направленностью на адресата, прежде всего вызывает открытую оценочность речи. Особенно остро это проявляется в полемике, в различных оценках реальной действительности, в критической оценке противоположных взглядов.

Выражается оценочность в первую очередь в:

  • характере метафоризации;
  • большей частотности качественно-оценочных по семантике существительных и прилагательных, элятивов;
  • отборе фразеологии;
  • использовании синтаксических средств.

Именно открытая оценочность, явное выражение общественной, партийной или другой позиции автора газетно-публицистический стиль отличается от художественного, и в это черте заключается важное свойство публицистического стиля. В публицистике, в отличие от художественных произведений авторское отношение к излагаемым фактам выражает не подтекст, а сам текст. Это находит отражение в ее стиле, в ее речи.

Экспрессия, речевая выразительность реализуется в «эффекте новизны», в свежести словосочетаний, в стремлении к необычности, соответственно, семантик слов и желании избегать повторений одних и тех же оборотов, слов, конструкций в рамках небольшого контекста.

Рекламность, свойственная газете, выражается в особенностях заголовков, в использовании подзаголовков, в проблемных вопросах, в прямой обращенности к читателю.

На стилистику газетно-публицистической речи сильное влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета является одним из наиболее типичных СМИ и средств пропаганды. Массовая здесь не только аудитория, но и автора как общественное лицо, выражающее мнение редакции. Газета и корреспондент как правило выступают не от имени одного лица, а выражают позиции определенной общественной организации, партии, политической платформы и т.д.

Информационная функция воплощается в особенностях публицистического стиля, связанных с проявлением интеллектуальности речи. К таким стилевым чертам относятся:

  • Документализм, который проявляется в фактологичности и объективности изложения;
  • Сдержанность, официальность, нейтральность, которые на фоне экспрессивности газетной речи подчеркивают значимость информации, фактов;
  • Обобщенность и понятийность изложения как результат фактографичности и аналитичности;
  • Аргументированность излагаемой информации.

Применительно к газетно-публицистической речи говорят о газетизмах.

Определение 2

Газетизмы – это характерные для газетной речи языковые функции. К ним относятся единицы и явления, которые, являясь широко употребительными именно в этой области, практически не употребляются в других речевых сферах и несут тем самым на себе отпечаток «газетности».

Эти обороты и слова, как правило, обладают оценочным характером (гражданское согласие, политический плюрализм, командная система, консолидация и т.д.). К ним же относятся и слова с яркой отрицательной окраской, например: боевики, плутократия, коррупция, показуха, неблаговидный и т.д.

Таким образом, основными задачами газетно-публицистического стиля являются:

  • Воздействие на массовое сознание;
  • Сообщение информации;
  • Призыв к действию.
Дата написания статьи: 13.11.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot