Политический имидж – это отдельный вид имиджа, создаваемый с целью пропаганды образа политического деятеля, партии, политического движения.
Сущность и особенности политического имиджа
Имидж – это искусственный образ, формирующийся в сознании человека или общества.
Основной целью создания имиджа СМИ является формирование в сознании масс определенного отношения к объекту, при этом информация пропускается сквозь призму СМИ и затем транслируется в массы. Здесь следует отметить, что имидж может в себе совмещать как правдивую информацию, так и выдуманную.
По-настоящему имидж не отображает личные качества субъекта. Часто он всего лишь является образом субъекта, созданным в сознании окружающего мира и отличающимся от реальной жизни. Для существования созданного имиджа необходима его постоянная поддержка. Имидж, как первое впечатление, формируется за короткий промежуток времени. Имидж политика является одной из ключевых составляющих влияния политического деятеля на общество.
Особенности политического имиджа:
- Он всегда является результатом социального взаимодействия;
- Он формируется искусственно, для определенной цели;
- Он всегда должен соответствовать ожиданиям общества.
Роль СМИ в формировании политического имиджа
Имидж стал современной реальностью. Многие сферы деятельности зависят от имиджа. Характерным для современного общества является то, что СМИ в политической системе стали главным каналом трансляции информации и инструментом изменения общественного мнения. Общественность формирует мнение о событиях реальной действительности, основываясь на информации, предоставленной различными СМИ.
Средства массовой информации становятся транслятором имиджа политика. СМИ создают имидж и предлагают обществу как информационный продукт определенной социальной направленности. Как социальный институт имидж влияет на социальные действия и программирует поведение человека. Такие возможности СМИ обусловливают необходимость изучения механизмов их развития и функционирования, эффективности их влияния на создаваемые политические образы. Время выборов во властные органы оказывается периодом, когда средства массовой информации уделяют особое внимание политическим деятелям.
Формирование имиджа политика в современном мире оказывается важным не только при его участии в выборной гонке, но и при условии, что политик является лицом партии, которая участвует в выборах. Это обусловлено тем, что избиратели отождествляют лидера политической партии и саму партию.
Средства массовой информации не только оказывают влияние на формирование политического имиджа, но также во много определяют выбор избирателя. Создание образа политика происходит путем воздействия на электорат различных аналитических, информационных телевизионных и радиопрограмм, печатных статей, электронных ресурсов, политической рекламы.
Формируемый имидж может быть результатом не только труда самого политического деятеля, который вместе со своей командой стремится построить положительный образ, и его работы со средствами массовой информации, но и результатом усилий конкурентов, которые при помощи тех же СМИ будут стремиться создать оппоненту негативный имидж, сформировать к нему отрицательное отношение граждан. Поэтому образ политического деятеля, который мы видим в телевизоре, о котором читаем в газетах и в интернете, не всегда соответствует реальному человеку.
Политический образ одно и то же СМИ может представить по-разному - показать политика как в положительном свете, так и в отрицательном. СМИ показывают кандидата с разных сторон. Его слова, мимика, жесты, действия подвергаются оценке и тщательному анализу.
Одним из основных приемов, используемых СМИ, является работа с реальными качествами политика. В этом случае акцент делается на положительные качества политического деятеля. Кроме того, СМИ наделяют его дополнительными положительными чертами. СМИ позволяют сконструировать образ человека, которым политический деятель не является и никогда не был, но который соответствует ожиданиям большинства населения. Такая ситуация открывает для политика большие возможности, однако не является гарантией поддержки общества.
Важная составляющая в формировании имиджа – позиция СМИ по отношению к политику. И эта позиция является именно той, которую постоянная аудитория ожидает от СМИ.
Авторитет средства массовой информации способен оказать существенное воздействие на доверие к какой-либо информации. В связи с этим все политические деятели, желающие повысить политический авторитет, завоевать расположение электората, старается положительно настроить к себе источники информации. в тех случаях, когда позиция кандидата отличается от позиции СМИ, возникают определенные трудности. В таком случае, если политическому деятелю недостаточно существующего авторитета, чтобы организовать диалог с этими СМИ и повлиять на них, он будет вынужден обратить внимание на другие источники информации, которые позволят ему апеллировать несогласным средствам массовой информации и создать положительный политический имидж.
СМИ не просто навязывают своей аудитории утверждение или идею, они дают тему для обсуждения, в процессе которого индивид сможет сформировать представление о каком-либо явлении или феномене.
Таким образом, главным в использовании для продвижения имиджа политического деятеля различных СМИ является понимание возможностей, предоставляемых ими. Любой политический деятель может в совей деятельности использовать различные источники информации, однако лишь истинный лидер, образованный, умный политик сможет ими воспользоваться в целях создания позитивного образа и для формирования положительного политического имиджа.